Колеса


  Журнал «Колёса» № 02 (88) 2005 

Томми Мякинен:

"Я просто всегда хотел побеждать"
Томми Мякинен (Tommi Mäkinen)
Четырехкратный чемпион мира по ралли… По ралли! Причем подряд! В истории мировых чемпионатов по автогонкам только два пилота могут похвастаться подобными достижениями – Хуан-Мануэль Фанхио и Михаэль Шумахер. Но тут есть один нюанс. Оба "формулиста" гонялись на том, на чем хотели – немец построил под себя Скудерию Феррари, а аргентинец просто выбирал самую быструю машину. Томми Мякинен громил соперников, выступавших на куда более совершенной технике, становясь чемпионом не столько "благодаря", сколько "вопреки". Отчасти – чтобы исключить из лексикона молодых пилотов слово "вопреки", Томми теперь сам строит раллийные Subaru группы N (об этом мы рассказывали в прошлом номере "Колёс"). Благодаря этому проекту, вернее контракту, Tommi Makinen Racing с группой компаний "Лаура" я и сижу сейчас напротив четырехкратного чемпиона мира по ралли.
Четырехкратный…Один из моих коллег назвал раллийных чемпионов "людьми с мраморной головой и бронзовым сфинктером". Вот передо мной сидит чемпион из чемпионов – Томми Мякинен. Не знаю, что там у него со сфинктером (возможно, тот мой коллега более осведомлен на этот счет), но голова у него обычная, человеческая. И сам он вполне земной, ходит по земле и ничуть не похож на мраморных истуканов античного периода из коллекции Эрмитажа.
Легенда… Самые бессмысленные семь букв, которые можно написать об этом человеке. Явно смущенный журналистским ажиотажем (Мякинен!!! Живой!!!) вокруг своей персоны, он иногда с трудом подбирает английские слова и думает явно быстрее, чем говорит. Легенда… Звездная болезнь – это явно не его и не о нем. Интересно, кстати, что он сам об этом думает?

  Томми Мякинен: Нет, я не чувствую себя легендой. Просто всегда хотел побеждать, чем бы ни занимался. Сейчас я прекратил выступления и теперь хочу делать лучшие машины группы N.
"Колёса": Почему именно группа N? Может, стоило замахнуться на WRC?
Т.М.: Очень трудно сказать, что будет в дальнейшем с правилами. Думаю, давно пора бы их изменить, и тогда, конечно, можно было бы попытаться.
"Колёса": То есть сейчас машины WRC слишком дороги?
Т.М.: Если оглянуться назад, в те времена, когда WRC еще не было и за верхние строчки протоколов сражались машины группы A… Тогда было много местных гонщиков, таких "локальных звезд", которые подбирались вплотную к лидерам, было много машин группы A, было гораздо больше интриги. А сейчас есть несколько заводских команд с очень мощной техникой, которые просто не оставили места частникам.
"Колёса": По-вашему, именно группа N позволит раскрыться новым звездам?
Т.М.: Я думаю, они могут начать прогрессировать, пробираться выше. Для меня первая поездка на машине группы N была большим сюрпризом, потому что в то время, когда я начинал в этой группе, машина была очень далека от уровня лидеров. А сегодня на технике группы N можно подобраться вплотную к WRC. Но в любом случае это уже быстрее, чем моя Mitsubishi Lancer 96-го года!

Impreza, подготовленная Tommi Makinen Racing. Томми уверен, что это лучшая в мире машина группы N“Рабочее место” Томми Мякинена

  "Колёса": Кто сейчас является вашим потребителем? Спортсмены?
Т.М.: Да, все они серьезные раллийные пилоты. Есть некоторое число людей, для которых это просто хобби, но таких немного. В основном мои клиенты занимаются ралли профессионально.
"Колёса": Ваше имя – очень хороший брэнд, под которым можно выпускать и не очень спортивную продукцию, более имиджевую, что ли. Что-то подобное Вам предлагали?
Т.М.: Это действительно востребованная область. К нам многие обращались с предложением сделать тюнинг-программы для дорожных автомобилей с использованием специальных компонентов подвески, например. Мы работаем в этом направлении и стараемся его развивать.
"Колёса": Каковы, на ваш взгляд, перспективы вашей продукции на российском рынке?
Т.М.: Наше главное направление – раллийные машины, и мы будем искать на них покупателя. Самый главный вопрос на сегодня: будет ли наша машина способна побеждать? И на ближайших соревнованиях в Финляндии мы надеемся доказать – будет способна. Что же касается дорожных машин, таких как WRX STi, мы легко можем их улучшить, например, сделать подвеску более подходящей для местных условий, для неровных дорог. И при этом сохранить боевой характер машины.
"Колёса": А какие рынки являются приоритетными для Tommi Makinen Racing?
Т.М.: Конечно, самым важным является Скандинавия. Но мы должны помнить, что мир, в общем, невелик, и можно работать по всей Европе, и даже за ее пределами. Хотя, конечно, существует много других команд, занимающихся примерно тем же…
"Колёса": Но, учитывая, что компания у вас все-таки очень молодая, кому сейчас в Финляндии отдают предпочтение – Prodrive или Tommi Makinen Racing?
Т.М.: Думаю, у нас в Финляндии нет ни одной машины, подготовленной Prodrive. Причина проста – у нас совсем другая культура. Многие пилоты сами покупают серийную машину, гоночные запчасти – хотят строить машину самостоятельно. Prodrive не дает такой возможности. Все машины, носящие марку Prodrive, делаются только на фабриках Prodrive. И, разумеется, поэтому их машины очень дороги.
"Колёса": А вы будете поддерживать таких "гаражных умельцев"?
Т.М.: Конечно! Это наша цель! Всем желающим мы предоставим полную поддержку, потому что в этом наше преимущество (перед Prodrive – Н.С.). В свою очередь, мы будем получать от клиентов информацию, что позволит нам сделать свои машины еще быстрее.
"Колёса": Есть ли у вас заказчики среди участников чемпионата Production WRC?
Т.М.: У нас очень много предложений от участников PWRC, но пока мы не хотим этим заниматься. Наверняка некоторое количество наших машин будут заявлены в этой группе на "Ралли Швеция", но хотелось бы выждать еще год, чтобы полностью подготовиться. Думаю, к 2006 году мы начнем строить машины и для Production. Можем, конечно, строить их сейчас, но я предпочитаю не распыляться, а получше подготовиться к будущим сезонам.
"Колёса": Вы уже запланировали сравнительный тест с Lancer Evo VIII?
Т.М.: Нет, пока еще не планировали.
"Колёса": Но ведь это ваш главный конкурент!
Т.М.: Да, это действительно наш главный конкурент. Поэтому нам просто надо сделать свои машины достаточно быстрыми для победы над Evo.
"Колёса": И вы уверены в успехе?
Т.М.: Да, я чувствую, что уже на первом этапе финского чемпионата, в конце января, мы это докажем. Я совершенно в этом уверен. На середину января мы запланировали большие тесты, у меня очень много идей по поводу дальнейшего улучшения разных узлов машины. Так что – следите за соревнованиями!
"Колёса": Кстати, о соревнованиях. Приятно было побеждать WRC за рулем машины группы A?
Т.М.: Конечно!!! Это было колоссальное удовольствие. Мы могли быть быстрее в сложных условиях, но, безусловно, на скоростных покрытиях – гравии и асфальте – во время последнего сезона было очень тяжело. Правда в непростых условиях, например, в Монте-Карло, в Швеции, на ралли "Сафари", в Португалии – "Ралли Португалия-2001" было очень трудным – мы могли победить. И побеждали!
"Колёса": Если бы в Mitsubishi построили WRC, вы бы остались?
Т.М.: Да, но они слишком поздно начали работы. Впервые я с ними заговорил на эту тему в 1997-м – убеждал как можно быстрее начать разработку машины WRC. Но в итоге в 2001-м мы продолжали выступать на практически той же машине, что и четыре года до этого, и это стало основной причиной моего ухода.
"Колёса": Карлос Сайнц, заканчивая свою карьеру, сказал, что его не устраивает формат современного ралли…
Задумался, глубоко выдохнул. Похоже, он не очень представляет, о чем, собственно, речь. По сути, это уже ответ. Но Томми все же заговорил.
Т.М.: Слишком много этапов. Причем очень-очень сложных. И очень опасных, потому что теперь пилоты не получают самой свежей информации о состоянии спецучастков – из-за того что запрещены машины сопровождения, от которых мы получали эту информацию. А теперь пилоты гонят вовсю, хотя условия могли уже измениться, и за очередным поворотом может ждать неприятный "сюрприз".
"Колёса": В чем вы видите причину "феномена финских гонщиков"? Кто-то говорит, что все дело в финских дорогах, кто-то – что в грамотном менеджменте…
Т.М.: Менеджмент – это, конечно, важный момент. В прошлом году много говорили о развитии этого направления – выращивания молодых гонщиков. Но главное, что автогонки – это просто национальный спорт, старая национальная традиция. Ну и дороги, конечно, предоставляют очень хорошую возможность для самосовершенствования.
"Колёса": Вы не думали перейти в ралли-рейды, как некоторые из ваших коллег по раллийному Чемпионату мира?
Т.М.: У меня были предложения от разных команд, но пока я не тороплюсь соглашаться. Вообще, мне было бы интересно посмотреть, что это за мир, но я не уверен, что готов к подобным соревнованиям. Может, просто "Париж-Дакар" проехал бы…
"Колёса": Хотели бы посоревноваться с Колином МакРэем?
Томми оживился. Явно вспомнил их жаркие баталии на рубеже веков.
Т.М.: Да, это было бы великолепно! У нас так часто бывали с ним интересные дуэли! Но ралли-рейд – это, конечно, другая дисциплина, там не едут секунда в секунду или десятая в десятую.

Текст: Николай Свистун
Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №88 за Февраль 2005 / №88


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-