Колеса


  Журнал «Колёса» № 06 (92) 2005 

Сказку сделать былью!

Говорят, что женщины наряжаются и украшаются совсем не для того, чтобы понравиться мужчинам, а для того, чтобы досадить другим женщинам. А для чего создаются концепт-кары? Привлечь внимание потенциальных покупателей или нокаутировать конкурентов? Порой кажется, что второе: павлины автоиндустрии обожают распускать друг перед другом пышные хай-тековские хвосты. Ведь оценить техническое изящество и электронные "навороты" экспериментальных машин порой в состоянии только профессионалы, а никак не досужие обыватели.

Как вы, наверное, уже заметили, экстремальность концепт-кара обратно пропорциональна вероятности его запуска в производство. Если же вдруг какой-то из шоу-сопперов и доходит до конвейера, то на него смотреть без слез невозможно: от былого пафоса остаются жалкие объедки. Ни тебе дизайнерской дерзости, ни футуристичного двигателя, ни провокационного интерьера – даже огромные полированные колеса бесследно исчезают.

К счастью, если есть правило, то будут и исключения. Бывает, на серьезных дядек из советов директоров снисходит дух бунтарства, и они ставят гриф "одобрено" на таких проектах, что только диву даешься. Вот мы и решили составить десятку самых смелых-пресмелых концепт-каров, которые чудесным образом прорвались сквозь консерватизм человеческого мышления и бюрократические заслоны, съехав с подиумов автомобильных выставок в шоу-румы дилеров. Это десять сказок, ставших былью.

Mercedes-Benz MCC Eco-speedsterMCC Smart

Mercedes-Benz MCC Eco-speedster, Женева-1994.

Запущен в производство в 1997 году как MCC Smart.
Эта революционная концепция, казалось, была обречена на успех в Европе с ее озабоченностью экологией и парковкой. Брак Daimler-Benz и швейцарской фирмы SMH, выпускающей часы Swatch, явил миру новую компанию MCC AG, новую марку Smart и новый автомобиль. На открытии завода во Франции присутствовали Жак Ширак и Гельмут Коль, что подчеркнуло высокий статус малыша. Однако дело не заладилось: вскоре после старта производство было надолго остановлено для доработки систем безопасности, а потом оказалось, что высокие цены резко ограничили спрос. Smart и сегодня продолжает приносить одни убытки.

Toyota Prius

Toyota Prius, Франкфурт-1995.

Запущен в производство в 1997 году.
Неказистый седанчик изменил автомобильную историю, став первой массовой моделью с приводом не от ДВС. Двигатель внутреннего сгорания как таковой здесь имеется, но он является лишь частью гибридной силовой установки – наряду с электромотором. Эта машина, без преувеличения, сделала фантастику реальностью, и если к Приусу первого поколения искушенные европейцы отнеслись настороженно, то Prius II они же приняли на "ура", увенчав его лаврами "Автомобиля 2005 года". И расходится гибрид, кстати, ничего: уже продано более 150 тыс. машин.

Bugatti 16.4 VeyronBugatti 18/3 Chiron

Bugatti 18/3 Chiron, Франкфурт-1999.

За ним последовали концепты 18/4 Veyron (1999) и EB 16.4 Veyron (2000). Под названием Bugatti EB 16.4 Veyron будет запущен в производство осенью 2005 года.
Вторая попытка возродить мегалегендарную марку обернулась адовыми муками. Сверхавтомобиль EB 16.4 Veyron никак не хочет ехать соответственно заявленным характеристикам, а если и едет, то пугает водителя до полусмерти. Негоже пугать мультимиллионеров! А начиналось все так хорошо: грандиозные концепт-кары, закрытые показы, пакет заявок. За 1001 силу, 400 км/ч и 2.9 с до "сотни" попросили было 1,16 млн евро, но пока за эти деньги нечего предложить.

Audi ASFAudi A8

Audi ASF, Франкфурт-1993.

Запущен в производство в 1994 году как Audi A8.
ASF расшифровывается как Aluminium Space Frame, "алюминиевая пространственная рама". Амбициозная марка Audi нуждалась в сильном флагмане с достойной технической "изюминкой" – ею и стал полностью алюминиевый кузов. "Засветив" эту передовую технологию на концепте AVUS в 1992 году, Audi довела ее в кратчайшие сроки до конвейера, списав в утиль устаревшую модель V8. S-классу и "семеркe" пришлось подвинуться. Влияние удачного дизайна ASF четко прослеживается и в современных машинах баварской марки.

Plymouth Prowler

Plymouth Prowler, Детройт-1993.

Запущен в производство в 1996 году.
Кто не мечтал о серийном хот-роде? Крайслеровцы воплотили свои мечты в алюминиевом концепте Prowler, выдержанном в популярном у американских кастомайзеров (то есть "тюнингеров") стиле highboy. Руководство проект "зарубило", а потом неожиданно поменяло свою точку зрения на противоположную – впрочем, как это часто случается с руководством. В результате царской милости было выпущено 11 тыс. Праулеров под марками Chrysler и Plymouth.

Renault AvantimeRenault  Avantime concept

Renault Avantime, Женева-1999.

Запущен в производство в 2001 году.
Школа дизайна Renault во главе с Патриком Ле Кеманом считается одной из самых смелых. Руководство Renault не отстает, запуская экзерсисы своих стилистов в производство. Удивительно, но почти всегда это срабатывает. Почти всегда, но не в случае с Avantime. Уникальное однообъемное купе с уникальными дверями выпускалось на предприятии Matra два года, пока эта самая Matra не обанкротилась. Итог – пять тысяч экземпляров, не без труда нашедших покупателей.

Chrysler Pronto CruiserChrysler PT Cruiser

Chrysler Pronto Cruiser, Женева-1998.

Прототип модели Chrysler PT Cruiser 2000 года.
Руководство новоиспеченного монстра DaimlerChrysler AG решило, что американской стороне пора как следует поэксплуатировать исторические ценности. Как следствие – лавина ретро-концептов всех мастей, завалившая автомобильные выставки. Публика считала их то крутыми, то забавными, но никак не жизнеспособными. А потом дружно выстроилась в очередь за серийным PT Cruiser. Первое время заказанную машину приходилось ждать по полгода. Сегодня ПиТи Круизеры дилерам некуда девать.

Mercedes-Benz Vision A93Mercedes-Benz A-class

Mercedes-Benz Vision A93, Франкфурт-1993.

Прототип модели Mercedes-Benz A-class 1997 года.
Об этой машине в Штутгарте мечтали с начала восьмидесятых. Мерседесовский проект городского автомобиля NAFA развивался-развивался, да и развился в концепт Vision A93 с двойным полом и спрятанным в нем двигателем. Первоначально будущий A-class хотели оснащать электромотором производства AEG и выпускать в Бразилии. Покумекав, оставили ДВС и немецкую прописку. А потом A-class стал единственной в истории машиной, которая прославилась переворотом вверх колесами.

Fiat Multipla

Fiat Multipla, Париж-1996.

Запущен в производство в 1998 году.
Сумасшедшие итальянцы сразу заявили: это не дизайнерский эксперимент, мы будем выпускать Мультиплу. Остальные надеялись – может, образумятся? Не образумились. Достоинствами машины назывались трехместные ряды сидений, высокий потолок и огромная площадь остекления. Однако среди покупателей минивэнов нашлось мало настоящих нонконформистов. Недавно вяло продающаяся Multipla перенесла сложную пластическую операцию, перестав напоминать батискаф на колесах.
Volkswagen Concept DVolkswagen Phaeton

Volkswagen Concept D, Франкфурт-1999.

Прототип модели Volkswagen Phaeton 2001 года.
Фердинанд Пих мечтал о "народном автомобиле" премиум-класса. Так появился Phaeton, автомобиль выдающихся способностей, но обреченный по причине своей принадлежности к "неправильному" брэнду. Не помогли ни полный привод, ни супермоторы V10 TDI и W12, ни роскошное оснащение. Ни даже потрясающая "стеклянная мануфактура", возведенная для эксклюзивного производства Фаэтонов в Дрездене. Кстати, одно время Пих хотел выпускать Phaeton под возрожденной маркой Horch. Может, стоило так и сделать?

Текст: Леонид Клюев
Фото: фирмы-производители
Статья опубликована в журнале "Колеса" №92 за Июнь 2005 / №92


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-