Авто дороги России


Схема прохождения ЦКАД


Схема прохождения ЦКАД Московская область в силу своего географического положения и специфики исторического развития расположена на перекрестке транспортных потоков. По ее территории проходят международные транспортные коридоры, также здесь проложено восемнадцать опорных радиальных магистралей и две кольцевые трассы — Московское малое кольцо (ММК) и Московское большое кольцо (МБК) — соответственно в районах 50- и 80-километровой зон вокруг города. Общая протяженность сети местных территориальных дорог составляет свыше 16 тыс. км.

Главные проблемы

Следует отметить, что от того, насколько развита автотранспортная система Московского региона, зависит степень эффективности экономики не только области, но и всей европейской части Российской Федерации.

Основной проблемой сети дорог Подмосковья является низкая пропускная способность главных магистральных направлений, которые не соответствуют сегодняшней интенсивности движения. Загруженность многих трасс превышает допустимый уровень в два-три раза, а низкая скорость движения и автомобильные пробки усиливают, в свою очередь, пагубное воздействие автотранспорта на окружающую среду.

Особенно острая транспортная ситуация складывается в часы пик на подъездах к городу и выездах из него. По данным департамента транспорта и связи столицы, ежедневно в Москву въезжает от 480 до 560 тыс. единиц автотранспортных средств из других регионов. Многокилометровые пробки — обычное явление не только для Москвы, но и для области. Один из возможных вариантов решения данной проблемы — строительство перехватывающих парковок рядом с крупными железнодорожными станциями пригородного сообщения на территории ближнего Подмосковья. С инициативой создания сети подобных стоянок выступило министерство транспорта региона. К 2015 году это ведомство обещает построить примерно 20 перехватывающих парковок вместимостью 100 тыс. машино-мест, а также шесть новых въездных дорог на Московскую кольцевую автодорогу из Подмосковья.

Если въездов на МКАД не хватает, то несанкционированных съездов с федеральных трасс в Подмосковье предостаточно. По нормативам они должны находиться не ближе чем на расстоянии пяти километров друг от друга. На практике же хаотично расположенные съезды превращают федеральные дороги в обычные проезжие улицы и создают дополнительные заторы. В ближайшее время будет установлено, какие съезды являются лишними, после чего их закроют.

На подмосковных трассах отсутствует необходимое количество пересечений с автомобильными дорогами разного класса и путепроводами, а также мостов. Это приводит к значительному сокращению пропускной способности дорог и перекрестков. Слабо развита система поперечных связей между радиальными федеральными автодорогами. Пока правительство обещает осуществить лишь одну меру — создать хордовые дороги, которые соединят трассы М7 («Волга») и М8 («Холмогоры»), а также А104 (Москва — Дубна) и М8 («Холмогоры»). Их появление должно снизить нагрузку на МКАД и существенно разгрузить транспортные потоки в Московской области.

Важный шаг на пути развития подмосковной дорожной сети — обеспечение свободного скоростного движения не только автомобилей, но и железнодорожного транспорта. В настоящее время этому препятствует наличие около 700 переездов во всей области. Областными властями, федеральным дорожным агентством и компанией «РЖД» подписан протокол, подразумевающий сооружение 28 путепроводов для движения автомобилей над железными дорогами. Уже готово 11 проектов мостов, первые из них начнут строить в этом году. Путепроводы будут введены в строй в течение ближайших трех-четырех лет.

Еще одна беда областных дорог заключается в том, что они находятся в плачевном состоянии. Параметры трасс не соответствуют техническим нормативам и современным требованиям безопасности движения. Александр Артамонов, заместитель генерального директора САО «Гефест», отметил, что, по данным Российского союза автостраховщиков, 30 % случаев дорожно-транспортных происшествий связано с качеством производимых работ при реализации дорожных проектов. Среди других причин ДТП можно назвать такие, как отсутствие современных средств связи и оповещения, специальных барьеров, разделяющих встречные потоки, плохое освещение трасс. Администрация Подмосковья обещает, что в этом году будут поставлены фонарные столбы на дорогах общей протяженностью 56 км, а к концу 2008 года удастся осветить все федеральные дороги, проходящие по территории Московской области. Кроме того, в ближайших планах — размещение 122 табло обратного отсчета времени, монтаж 22 новых светофоров и ремонт 49 существующих. Одной из первостепенных задач Московской области является строительство новых автодорог, которые должны пролегать в обход городов и других населенных пунктов.

Основные трассы Подмосковья и перспективы их развития

В настоящее время проблемы транспортной инфраструктуры Подмосковья решают на различных уровнях — федеральном, областном, муниципальном. Практически во всех районах области власти разрабатывают соответствующие проекты, принимают те или иные решения, везде ведут дорожные работы. Но всего перечисленного недостаточно для того, чтобы в ближайшем будущем кардинально изменить ситуацию с дорогами к лучшему.

Запад

По Минскому шоссе, или по федеральной трассе М1 «Беларусь», следует основной поток грузов, перевозимых автотранспортом из Европы. Эта магистраль входит в состав панъевропейского транспортного коридора №?2, и от стабильности ее работы и пропускной способности зависит динамика развития внешнеторговых связей России со странами Евросоюза. Между тем положение на головном участке трассы критическое. Четыре полосы движения у въезда в Москву, рассчитанные на обеспечение проезда не более 48 тыс. автомобилей в сутки, ежедневно пропускают по 100–110 тыс. машин. И это не предел! Такая транспортная ситуация грозит не только образованием пробок, но и ухудшением экологической обстановки в области. Западные районы Подмосковья являются «легкими» столицы в силу сложившейся розы ветров, и уровень загрязненности воздуха здесь достигает критических отметок.

По мнению Олега Шахова, генерального директора ФГУП «Дороги России», чтобы переключить около одной трети транспортного потока с головного участка трассы Москва — Минск на второстепенные, нужно построить хордовую дорогу в обход Одинцова. Новая магистраль начнется от развязки МКАД с Молодогвардейской улицей и пройдет далее, огибая Одинцово с севера. Дорога пересечет Подушкинское и Можайское шоссе, а в районе 33?го км соединится с действующей магистралью М1. Здесь предусмотрено строительство четырех транспортных развязок и в общей сложности двенадцати искусственных сооружений. Эксплуатацию дороги планируют осуществлять на платной основе, для чего решено обустроить два пункта взимания платы, один из них будет расположен на участке между МКАД и местом пересечения с Подушкинским шоссе, второй — на пересечении с Можайским шоссе. Длина новой трассы составит около 19,5 км, ширина — шесть полос, разрешенная скорость движения — 120 км/ч. Намеченный срок ввода дороги в эксплуатацию — 2010 год.

Строительство пути в обход Одинцова станет первым этапом создания сети скоростного автомобильного сообщения в западном секторе Подмосковья. После того как будет готов дублер Кутузовского проспекта с выходом на деловой центр «Москва-Сити», эти два транспортных вектора состыкуются на развязке с Молодогвардейской улицей. В результате к 2011 году появится сквозная скоростная магистраль от центра «Москва?Сити» с выходом на 33?й км трассы Москва — Минск.

Северо-запад

На северо-западе Подмосковья расположена как одна из самых благоустроенных трасс области — Новорижское шоссе (М9), так и одна из самых проблемных — Ленинградское шоссе (М10). Заторов на Новорижском практически не бывает, пропускная способность дороги высокая. Алексей Белоусов, коммерческий директор холдинга «Капитал Груп», добавляет, что если и есть проблемы на отдельных участках трассы, то они в большей степени связаны с ремонтными работами, окончание которых не за горами, либо с внештатными аварийными ситуациями. Сейчас на выезде из города магистраль имеет шесть полос, но в скором времени «Балтия» будет расширена до десяти полос движения на участке МКАД — ММК и до восьми полос на участке ММК — МБК. Дорожное полотно станет свободнее за счет снятия разделительного газона и устройства переходно-скоростных полос.

Ленинградское шоссе — самое аварийное. Кроме того, оно постоянно загружено, светофоры не всегда исправны. Заторы чаще всего образуются от МКАД до Шереметьева, а также в районе Солнечногорска и Клина. Эксплуатационное состояние дороги не соответствует нормативным требованиям. Вместе с тем от стабильной работы этой трассы зависит динамика развития внешнеторговых связей России. Оптимальный вариант решения проблемы — создание альтернативной платной скоростной автомагистрали в коридоре Москва — Санкт-Петербург.

Первым этапом реализации данного проекта станет строительство головного участка трассы. Он будет проложен в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области. Со старой дорогой у новой магистрали не окажется ни одного пересечения, платная трасса пройдет восточнее. С интервалом в 25 км скоростную магистраль свяжут с существующими областными дорогами. В этих местах разместят пункты сбора платы за проезд. Предположительно сумма составит 1,5 руб. за километр для легкового транспорта, 3 руб. для автобусов и 2,7 руб. для грузовиков. С 15?го по 29?й км дорога будет иметь десять полос, с 29?го по 35?й — восемь полос, с 35?го по 58?й км — шесть полос. Максимальная скорость передвижения по трассе должна быть равной 150 км/ч.

Север

Основной транспортной магистралью на севере Московской области является Ярославское шоссе. Эта старинная дорога ведет к северным городам страны и берегам Белого моря. Сейчас федеральная автомагистраль М8 («Холмогоры») — одна из самых востребованных и оживленных трасс. По ней идет основной поток грузов из Архангельского морского порта. За последние годы объемы перевозок значительно возросли, в то время как состояние дороги оставляет желать лучшего: на многих участках есть выбоины и трещины. При выезде из Москвы и до 46?го км ширина трассы три полосы в каждом направлении, далее, до 96?го км, — две полосы. За пределами Московской области, с 96?го по 138?й км, дорога сужается до одной полосы в каждом направлении.

В 50?километровой зоне от Москвы магистраль особенно загружена. В первую очередь это связано с расположенными здесь тремя крупными городами (Мытищи, Королев, Пушкино) с населением от 110 до 190 тыс. человек. Сейчас идет реконструкция шоссе в районе поворотов на Мытищи и Королев. Окончание работ запланировано на осень 2007 года, а пока движение на отрезке шоссе в названных районах весьма затруднено.

Есть вероятность, что в обозримом будущем у Ярославского шоссе появится платный дублер Москва — Переславль-Залесский. Автором проекта новой магистрали выступила Первая управляющая компания. Трасса общей протяженностью 130 км пройдет через Московскую, Владимирскую и Ярославскую области в обход промышленных центров и городов, связь с которыми будет осуществляться через специальные подъездные пути. На дороге планируют применить системы безопасности, идентичные тем, которые существуют сегодня в мире. Предполагается, что за проезд по трассе будут взимать такую плату: с грузового автомобиля — 3 руб. за километр, с легкового — 1 руб. Бесплатный проезд предусмотрят для машин скорой помощи, милиции, пожарных, органов власти, аварийно-спасательных служб.

«Проект уже одобрен правительством и Министерством финансов Московской области, — рассказывает генеральный директор Первой управляющей компании Александр Уланов. — Как только все разрешения в Минтрансе будут получены, начнется строительство». Сроки реализации инвестиционного проекта с учетом необходимых согласований составят, по мнению специалистов компании, пять лет.

Восток и юго-восток

Транспортное сообщение на востоке и юго-востоке области обеспечивают Егорьевское (Р105), Носовихинское, Щелковское (А103), Горьковское (М7) и Рязанское шоссе (М5). Две последние дороги имеют статус федеральных.

Алла Ковалева, начальник отдела продаж компании MOZAIK development , отмечает, что восток области известен как стародачное направление, но со-временных качественных коттеджных поселков здесь пока мало. Между тем спрос на них со стороны среднего класса весьма велик и во многом превышает предложение. Восточное направление перспективно: здесь есть свободные для застройки земли, они привлекательны в ландшафтном отношении (чего стоят одни только озера природного происхождения!). Но при этом восточные территории области не считаются престижными из-за большого количества индустриальных районов и промышленных зон, сложностей с транспортной доступностью.

Низкой пропускной способностью отличается Горьковское шоссе, которое на выезде из Москвы имеет всего четыре полосы. Трасса соединяет промышленные регионы, поэтому она забита грузовым транспортом, а это тоже не способствует увеличению скорости движения. Тормозящим фактором является также наличие здесь многочисленных населенных пунктов и светофоров. В основном заторы на дороге образуются в районе Балашихи, поскольку город разрезан на две части федеральной трассой. Граница пробки в часы пик доходит часто до Ногинска.

Приблизительно такая же ситуация складывается на Егорьевском шоссе, более узком и загруженном, нежели даже Рязанское. Пробки здесь начинаются от выезда из Москвы и нередко заканчиваются лишь через 30–35 км от МКАД. Правда, можно объехать затор по Новорязанке, обойдя Жуковский и Раменское, а потом вновь вернуться на Егорьевское шоссе.

Проблема пробок станет менее острой после окончания строительства платной трассы Москва — Ногинск. Новая магистраль пройдет по столичному району Новокосино и по территории четырех районов Московской области в объезд Люберец, Реутова, Балашихи, Железнодорожного, Электроуглей и Обухова. Вероятно, ее построят в ближайшие два-три года. Кроме того, от этой дороги сделают ответвление в районе Электроуглей — оно станет самостоятельным Новоегорьевским шоссе. Специалисты компании «ТрансРегионИнвест» уверены, что строительство названных магистралей не только решит транспортную проблему в регионе, но и существенно повысит престиж восточного направления.

Юг

Столь же недооцененным, как восточное, считается южное направление Московской области, представленное Каширским и Варшавским шоссе. Последнее берет начало еще в городе, но за кольцевой дорогой раздваивается: направо уходит старая Варшавская дорога, на которую нанизаны древние города и села, налево — скоростная трасса Симферопольского шоссе (М2), построенная в объезд населенных пунктов. Симферопольское шоссе с шестью полосами на выезде из Москвы — одно из самых свободных в Подмосковье. По такой причине многие автовладельцы предпочитают добираться до Чехова, Серпухова и даже до Подольска именно по нему, а не по старому Варшавскому. Кстати, вскоре Симферопольское шоссе от МКАД до Серпухова расширят с четырех до шести полос. Для транзитного транспорта к западу от Серпухова планируют построить обходную дорогу. Качество полотна, пожалуй, главный недостаток данной магистрали. Покрытие на Симферопольском шоссе местами требует доработки, но если его улучшить, то эта дорога может составить достойную конкуренцию Новорижскому шоссе.

А пока земли по Симферопольскому направлению недооценены и малоосвоены, хотя и привлекательны как с эстетической (ко многим участкам прилегают лиственнично-хвойные леса), так и с экологической (много заповедных мест) точек зрения. Чтобы попасть в столь же экологически чистую зону по иным направлениям, нужно отъехать от столицы на расстояние в 150 км.

Вдоль Каширского шоссе также мало коттеджных поселков, но эта дорога очень перспективна. Каширское шоссе (М4) на выезде из Москвы имеет восемь полос, его пропускная способность считается высокой, и заторов на дороге практически не бывает. Однако качество покрытия не соответствует статусу федеральной трассы. Стоит только выехать из Москвы, как сразу же становятся очевидными проблемы с дорожным полотном, причем выбоины и ямы особенно масштабны на съездах с трассы. Многие автовладельцы предпочитают пользоваться Старокаширским шоссе, которое проходит через множество населенных пунктов и не считается скоростным. Кстати, сейчас обсуждается проект создания и последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках 21–117?й и 330–464?й км. Когда задуманное будет реализовано, возможно, именно Старокаширское шоссе станет бесплатной альтернативой данной магистрали.

Трасса М4 «Дон» нуждается в модернизации потому, что она является важнейшей автодорогой России меридионального направления и кратчайшим маршрутом между центром страны и регионами Черноземья, Северного Кавказа и закавказскими странами СНГ с выходом на Турцию и Иран. От ее состояния зависит эффективность развития курортных районов Новороссийского транспортного узла и других морских портов Черноморского побережья. Еще один проект, который затронет Каширское шоссе, — строительство нового города Большое Домодедово площадью 11 млн кв. м. Известно, что он должен расположиться вдоль трассы М4, представляя собой чередование жилой застройки и высокотехнологичных промзон. Здесь будут построены офисные и торговые центры, школы, детские сады, медучреждения и пр. В перспективе Большое Домодедово может стать центром двухмиллионного подмосковного мегаполиса, который вырастет вокруг оси Подольск — Домодедово — Раменское. Вероятно, столь грандиозный проект поспособствует развитию и улучшению Каширского шоссе.

Юго-запад

Другой грандиозный проект будет реализован на юго-западе области в районе Калужского шоссе. Здесь тоже появится ухоженный, комфортный, экологически чистый пригород европейского типа. Автором концепции выступила управляющая компания «Масштаб», которая назвала свой проект «А101» в честь одноименной трассы — продолжения Профсоюзной улицы. Земли «А101» расположены в радиусе 3–23 км от МКАД на территории площадью в 13 тыс. га. Реализация такого проекта проходит при поддержке и участии администрации Ленинского муниципального района Московской области.

По словам Екатерины Моссин, директора департамента проектирования УК «Масштаб», особое внимание в плане развития и застройки территорий вдоль Калужского шоссе в рамках «А101» будет уделено развитию транспортных артерий и дорожного сообщения внутри района. Проектом предусмотрены расширение Калужского шоссе и всех межпоселковых дорог, а также строительство трассы Солнцево — Бутово — Видное, которая явится своеобразным дублером МКАД. За время реализации проекта площадь дорожного полотна увеличится в два раза. Для пассажиров общественного транспорта планируют создать линии скоростного трамвая, связывающие новый микрорайон со станциями столичного метрополитена «Юго-Западная», «Теплый Стан» и «Бунинская аллея». Сумма инвестиций в развитие дорожной сети в Ленинском районе Московской области составит от 50 до 100 млн долл.

Такое плановое развитие Ленинского района даст множество преимуществ жителям расположенных здесь деревень. Как показывают результаты исследований, проведенных НИИ Генплана с целью выяснения оптимального баланса жилья, дорог и инфраструктуры Ленинского района, на сегодняшний день соотношение между числом жителей и степенью обеспеченности района социальными объектами, коммуникациями, дорогами является крайне неблагополучным.

Сейчас Калужское направление достаточно престижно, а то, что здесь живут высокопоставленные чиновники, только повышает статус этой территории. К 2008–2009 годам ожидают закончить намеченную реконструкцию Киевского шоссе (М3). Модернизированная часть трассы до Внукова является, по оценкам экспертов, самой современной магистралью в России. Дорожное покрытие тут по качеству лучше, чем где бы то ни было, и это позволяет автовладельцам развивать разрешенную для дороги такого уровня скорость без риска для машины. Планируется, что трассу расширят до шести полос, обновят, сделают необходимые развязки и осветят вплоть до 51?го км.