Колеса


  Журнал «Колёса» № 08 (94) 2005 

Ножки Буша

Погожим летним днем 11 июня 2005 года в русском городке Санкт-Петербурге, что всего лишь в восьмистах километрах от странообразующего стольного града Москвы, местные жители наблюдали странный объект явно неземного происхождения. По словам очевидцев, замысловатое устройство, замеченное в районе Большеохтинского моста через реку Неву, более всего напоминало газонокосилку. Однако, в отличие от последней, сей аппарат перемещался в пространстве самостоятельно, причем совершенно противоестественным способом – видимо, благодаря каким-то необъяснимым с точки зрения человеческого разума принципам. Управляла "газонокосилкой" некая схожая с земной форма жизни, внешне отличающаяся лишь наличием купленной на рас-продаже в Финляндии кепкой. Местные жители дали непонятному явлению название Большеохтинский инцидент…

Segway HTSegway HT

Эта странная повозка называется Segway. И родом она из Соединенных Штатов. Знаменита она не только своей уникальной конструкцией, но и тем, что как-то раз во время пробной поездки с нее навернулся не абы кто, а сам мистер Президент – Джордж Буш-младший. И поделом. Кататься на Segway – это вам не Ирак бомбить!

А откуда она взялась у американцев? Неужели это – эхо розуэльского инцидента, имевшего место в июле 1947 года, когда на маленький городок Розуэлл, штат Нью-Мексико, свалилась летающая тарелка (все погибли)? Тогда американские военные подобрали потерпевший крушение НЛО, спрятали его от посторонних глаз подальше и аккуратно окутали завесой тайны. Кто знает, какие там были технологии? Убежден: инопланетные гости вполне могли передвигаться на подобной каталке. А в какую еще яйцеобразную голову может прийти светлая мысль сотворить этакий пепелац?

Segway HTПовороты осуществляются посредством вращающейся рукоятки на рулеSegway H

Однако официальная версия такова: Segway изобрел и запустил в производство американский изобретатель Дин Кеймен. Вначале, правда, еще на стадии опытных экземпляров, название у "газонокосилки" было совсем другое – Ginger. Но в серийное производство транспортное средство угодило под именем Segway. И с пояснительной аббревиатурой HT – Human Transporter. Мол, только для людей!

Двухколесное самобалансирующееся электрическое транспортное средство Segway Human Transporter – вот как официально обозначается самокатище на сайте фирмы-производителя. Компания Segway LLC вначале была известна как Acros LLC. Первыми работниками фирмы стали сотрудники инжиниринговой компании DEKA Research & Development Corporation, принадлежащей изобретателю Segway – головастому Дину Кеймену. Для производства нового средства передвижения в 2001 году было начато строительство завода в Бедфорде (штат Нью-Хемпшир). И уже через год, в январе 2002-го, появились первые предсерийные образцы "транспортера". В марте того же года через интернет-аукцион Amazon.com были проданы первые три Segway HT – самый нетерпеливый покупатель, президент крупной химической компании Benchnark Уэйн Кинси, выложил за экземпляр №1 аж $160 100! Вторая и третья машина обошлись своим хозяевам немногим дешевле – $104 100 и $100 600 соответственно. Вот ведь фанаты!

Со стороны человек, катающийся на Segway, производит неизгладимое впечатление. Складывается полнейшее ощущение, что эта штука функционирует сразу всем законам физики вопреки. А действительно, как работает Segway? Очень просто: стоит только встать на платформу и взяться за руль, как вживленные в рукоятки специальные сенсоры тотчас же начинают получать сигналы с нервных окончаний ладони, позволяя мозгу напрямую отдавать сигналы на исполнительные механизмы машины; а вокруг человека создается мощное антигравитационное поле, которое… Не верите? И правильно делаете: все здесь устроено совсем по-другому. Естественно, никаких сенсоров на руле и управления посредством нервных импульсов здесь нет. Да и силу гравитации пока что победить не удалось – ведь мы, человечество, очень отсталая раса. И все-таки – Segway работает. Но как?

Segway HTSegway являет собой самобалансирующуюся конструкцию. Главный герой всей идеи – гироскоп. А точнее – целых пять гироскопов! Плюс целый набор сенсоров, которые сто раз в секунду проверяют положение центра тяжести и шлют сигнал на управляющий компьютер, который уже дает команду скорректировать положение самоката. На изменении центра тяжести основан и принцип управления повозкой: достаточно слегка наклониться вперед – и Segway тронется с места (датчик наклона здесь тоже имеется). Соответственно, если чуть откинуться, то Human Transporter начнет пятиться назад. Поворачивать следует вращающейся рукояткой, расположенной справа на руле. Здесь действует принцип танка: одно из колес притормаживается – и самокат начинает вертеться куда хочешь. Важная ремарка: водитель не должен быть легче 40 и тяжелее 118 кг – гироскопы все же не всесильны.

Так, попробую прокатиться. Но прежде надобно включить аппарат. Есть три электронных ключа-таблетки – у меня дома точно таким же открывается дверь в подъезд. Какой выбрать: черный, желтый или красный? Черный ключ – для начинающих: на нем Segway быстрее 9.5 км/ч не поедет. Желтый ключ – побыстрее: до 14.5 км/ч. А самый быстрый ключ – красный: именно с ним самокат достигает максимальной скорости 20 км/ч!

Поскольку самый медленный ключ – черный – был предусмотрительно забыт, то первоначально покатаюсь на желтой скорости. Прежде чем смело разъезжать, надо научиться хотя бы стоять. Самое важное – правильно поставить ноги: от этого зависит, куда упадет центр тяжести. Получается. Дальше нужно поймать такое положение, при котором можно ровно стоять на одном месте. Segway начинает елозить туда-сюда, но уже через пару минут, когда мне удается выполнить и это упражнение, повозка успокаивается. Боже мой, стремно-то как! Ощущение такое, будто стоишь на табурете – а он висит в воздухе! Роман, представитель компании "Франкарди", которая привезла из Америки в Питер партию из нескольких Segway, объясняет: "Все управление – в голове". Легко сказать! Моя голова напрочь отказывается верить в происходящее. И как я только не падаю?

Модельный ряд Segway HT в настоящее время состоит из нескольких машин. Открывает гамму наиболее доступная p-серия, которая чуть меньше, медленнее и дешевле, чем испытанная нами основная i-серия. На базе последней также выпускается XT – Cross Terrain: это внедорожная модель с большими колесами. Еще один Segway имеет индекс GT, что следует понимать как Golf Transporter. Этот самокат оборудован кейсом для клюшек. Цена вопроса такова: Segway i-серии стоит $5 900. Дорого? За инопланетный экслюзив-то, попирающий все человеческие пред-ставления о транспортном средстве? Да это почти даром! Достаточно просто увидеть его в действии.

А упасть-то и нельзя! Фишка аппарата как раз в том и заключается, что он балансирует не только сам, но и с водителем. Единственный повод вылететь из самоката – резко повернуть на приличной скорости. Это, кстати, не так уж и сложно: реакции на руль очень острые. Я же не хочу повторять подвиг Буша-младшего, который прославил творение мистера Кеймена тем, что грохнулся с повозки во время пробной поездки. Я буду предельно аккуратен. Ха, а у меня получается, между прочим! Ездить на Segway действительно не так сложно, как вначале кажется. Пожалуй, даже проще, чем на чем-либо еще: если приноровиться, можно даже вытворять всякие пилотажности: мгновенно разворачиваться и ехать задом, скажем. Или на одной ноге. Или без рук. Или задом без рук на одной ноге, но недолго. Через четверть часа я уже рассекал по парковке (на красном ключе), вводя в ступор пешеходов и водителей проезжающих мимо автомобилей. Так и ДТП устроить недолго!

Индикатор уровня заряда батарейЗаряд в аккумуляторы поступает через розетку в основании рулевой колонки

Все хорошее и необычное когда-нибудь заканчивается. В случае с Segway это происходит по прошествии приблизительно часа: заряд Ni-MH-аккумуляторов, увы, не вечен. Складываем телескопический руль и грузим 38-килограммовую повозку обратно в машину – сеанс окончен. Segway возвращается в магазин продаваться, а я – писать эту статью.

Для чего нужно столь необычное транспортное средство? Для того чтобы перемещаться из McDonalds в Kentucky Fried Chicken, обрастая лишним весом по линии бывшей талии? Или чтобы добираться до работы в объезд пробок? Но запас хода у Human Transporter невелик – всего около двадцати километров. Так что практичность Segway, честно говоря, сомнительна. Зато в качестве развлечения он бесподобен! Скажем, неспешная прогулка по парку – чем не отдых? Была бы фантазия!

Segway Human Transporter предоставлен компанией "Франкарди"
Текст: Кирилл Бревдо
Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №94 за Август 2005 / №94


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-