Колеса


  Журнал «Колёса» № 10 (96) 2005 

Идеология комфорта

Эта история началась давно – в 1873 году. В небольшом немецком городке Альтенвероде, что в Вестфалии, Август Бильштайн основал компанию AUBI – August Bilstein. Компания занималась производством оконной фурнитуры, и ни о каких автомобилях герр Бильштайн не помышлял. Что, в общем, простительно, поскольку никаких автомобилей еще не существовало. Однако стоило "самобеглым коляскам" прочно войти в повседневный быт достопочтенных бюргеров, как наследник Августа – Ганс Бильштайн – стал поставщиком сразу нескольких автопроизводителей, в том числе и Daimler-Benz. К тому времени фамилия Бильштайнов уже не пряталась в дебрях аббревиатуры – Bilstein всерьез и надолго пришел в автопром.

Идеология комфорта

Помимо хромированных (по последней на тот момент моде) бамперов, Bilstein подарил автолюбителям компактный и удобный домкрат. Тогда, в 1930-м году, это было новшество почище нынешних гибридных силовых установок! Слыханное ли дело – один человек мог преспокойно поставить авто на два колеса, не прилагая геркулесовых усилий.

Шли годы, на автомобилях появились амортизаторы. До середины пятидесятых в ходу была двухтрубная конструкция. Просто, но не без недостатков. Двухтрубники начисто не желали работать, например, в горизонтальном положении. Да и масло при быстрых перемещениях норовило вспениться, вследствие чего теряло вязкость. Решение предложил… Нет, не немец из Bilstein, а француз – профессор де Карбон, представивший однотрубную конструкцию. Часть объема однотрубного амортизатора требовалось заполнить газом под высоким давлением. Красивая идея требовала, правда, высочайшей точности при массовом производстве. Эти сложности специалистов Bilstein не испугали, и уже в 1957-м газонаполненные амортизаторы стали серийно устанавливать на автомобили Mercedes-Benz.

Идеология комфортаТестовая трасса включала в себя 30-процентный спуск. В конце которого некоторые из представленных образцов полностью выбирали ход сжатия

С тех пор продукция под маркой Bilstein обрела поистине мировую известность. Амортизаторы и домкраты под этой маркой выпускаются на пяти заводах (два в Германии, столько же в США и один – в Румынии) и применяются на самой разнообразной технике – от обычных дорожных автомобилей до суперкаров и болидов "Формулы-1".

Эскиз первого газового однотрубника, подписанный рукой профессора де КарбонаГлавное блюдо в гостевом шатре на Дмитровском автополигоне – Bilstein B6

Комфорт=контроль

И вот, через полвека после появления знаменитых бильштайновских однотрубников, нас – группу автомобильных журналистов – пригласили на российскую презентацию новых амортизаторов B6. Дмитровский автополигон. В гостевом шатре, рядом с фуршетными столами – главное блюдо. С пылу с жару, а точнее – с завода в Эннепетале, желтые, как и все спортивные амортизаторы Bilstein, однотрубные амортизаторы B6. Напротив – шеренга ВАЗов. Два из них оснащены новинкой, остальные – продукцией конкурентов. Выслушиваем подобающие моменту речи. Представители компании Форум-Авто – организатора мероприятия – предлагают сравнить и убедиться. При этом почему-то напирают на комфорт. И это при том, что B6 входят в спортивную линейку Bilstein! Интересно. Что ж, сравним.

Вот он – эффект "разношинницы" в действииВот он – эффект "разношинницы" в действииВот он – эффект "разношинницы" в действии

Вот он – эффект "разношинницы" в действии. Посмотрите, как по-разному ведут себя покрышки на автомобилях, оснащенных амортизаторами Monroe (слева), Kayaba (в центре) и Bilstein. Скорости автомобилей примерно равны. Налицо также разница давлений в шинах синей и серебристой "десяток" – у последней уводы явно меньше, несмотря на более высокий профиль. Есть вопросы и к пружинам – ВАЗ 2115 (Monroe) кренится явно больше. Это, впрочем, может быть вызвано и недостаточной жесткостью стоек при ходе сжатия

Подхожу к машинам и понимаю, что объективного сравнения не получится. Налицо "разношинница", усугубленная "разноколесицей". Например, синяя "десятка", оснащенная амортизаторами Kayaba, хватается за асфальт при серьезной поддержке покрышек Continental ContiEcoContact 3, надетых на литые 14-дюймовые легкосплавные диски, а, скажем, ВАЗ 2115, в подвеске которого трудятся однотрубники Monroe, "загребает" Росавой 175/70R13. И диски – "родные", штампованные. Как оценить работу подвески при том, что у автомобилей разные диски (читай – неподрессоренные массы) и шины с различной высотой профиля (читай – уводами) – загадка. Может, что-то с комфортом удастся выяснить?

Трасса – несколько поворотов и 30-процентный спуск. Серебристая "десятка" (Bilstein и сильно изношенные Continental Contact 175/70R13) держится молодцом – идет почти без кренов. И руль стал понятней. Спрашиваю владельца (по случаю презентации парню абсолютно даром достались новенькие амортизаторы): "Тебе-то как?" "Полный кайф!" – отвечает. А вот хозяину синего ВАЗ 2110 (ему досталась Kayaba) "бильштайн" показался "жестковатым". Налицо два абсолютно субъективных подхода. И это тем более забавно, что дело, скорее всего, в шинах – скорее даже в давлении в них. Посмотрите на фотографии – у "бильштайновской" машины уводы шин гораздо меньше при сопоставимых скоростях в повороте. То есть давление в шинах – выше. Вот она и кажется более жесткой на дорожной мелочи.

Идеология комфорта

Так что комфорт – понятие неустойчивое, легко варьируемое. Лично для меня оно – синоним слова "контроль". Чем понятней поведение машины, тем комфортней я себя чувствую. И с этой точки зрения Bilstein меня полностью устраивает. Кроме того, о надежности этих однотрубников ходят легенды. Этого, впрочем, за день не проверишь.

Текст: Николай Свистун
Фото: автора
Статья опубликована в журнале "Колеса" №96 за Октябрь 2005 / №96


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-