Колеса


  Журнал «Колёса» № 11 (97) 2005 

Всеволожск Open

Компания Nokian Tyres открыла во Всеволожске шинный завод

Пароль, enter, ждем дозагрузки. Так, первым делом смотрим почту. "Компания Nokian Tyres имеет честь пригласить Вас на торжественную церемонию открытия шинного завода во Всеволожске…" Что ж, это интересно – поеду.
Компания Nokian Tyres открыла во Всеволожске шинный завод

За пару дней до мероприятия смотрю разную "инфу" по компании Nokian. "Выпуск шин начинается с 1930-х годов…" "В начале ХХ века поставляли в Петроград резиновые калоши…" "Компания и ее производство основаны в городе Нокиа…" Знакомое, однако ж, название. Вообще, надо как-нибудь собраться и съездить в эту "Силиконовую долину" Страны Дедушки Мороза. Впрочем, это в будущем – пока что я еду во Всеволожский район. 
Дорога к заводу ведет самая что ни на есть областная: узкая, старая, местами сильно извилистая. Да-с, фурам с готовой продукцией придется тяжеловато. Правда, ехать не очень далеко, минут 20-30, да и транспорта не так много. Ну вот, наконец, и сам завод: огромное "лого" Nokian Tyres видно издалека – мимо не проедешь.
Территория по евростандартам: идеальный асфальт, чистота, дорожки, стриженые газоны, контейнеры для отходов. Здание завода – в современном стиле промышленного и коммерческого строительства: металлический каркас, стеновые панели-сэндвичи, металлопластиковая внешняя облицовка. Как говорится, "и эстетично, и практично". Смотрится аккуратно и цивилизованно, возводится быстро: в июне прошлого года провели "закладку первого камня", а нынешним летом уже выпустили первую партию шин. Впрочем, тут надо отдать должное и строителям, сумевшим столь быстро создать цивилизацию там, где еще недавно был обычный областной бэдленд – заросший пустырь, куда вываливали мусор.
Об этом, кстати, не раз упоминалось и на пресс-конференции, и в выступлениях на торжественной части открытия, наряду с "приходом инвестиций", "созданием рабочих мест", "развитием современных производств", "стратегическим взаимовыгодным партнерством", "подъемом экономики Ленобласти и России в целом" и другими подобными очень правильными (ну и, конечно, очень знакомыми) словами. Церемонию открытия почтили своим присутствием Президент Финляндии Тарья Халонен, полпред в СЗФО Илья Клебанов, губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, вице-губернатор Григорий Двас и глава администрации Всеволожского района Игорь Самохин. Со стороны Nokian Tyres присутствовал президент компании Ким Гран, генеральный директор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов, а также другие менеджеры и партнеры компании.
Высокие гости торжественно перерезали лентуЗавод изнутри: производство по евростандартам

По слухам, упорно бродившим среди публики, должен был приехать и сам Верховный Главнокомандующий – и даже однажды пролетел по толпе какой-то лепет, засуетились чего-то охранники. Кто-то сказал: "Путин едет!" – все фотографы вдруг как ломанулись в одну дверь (я даже испугался за очки Останина) – но ничего, учебная тревога.
Впрочем, торжественность все равно оказалась на самом высоком уровне. Президент Финляндии произнесла очень теплую, но вместе с тем и очень деловую речь, в которой говорилось о притягательности Северо-Запада России для Финляндии, о необходимости объединения ресурсов, о "переходе современных технологий через государственные границы". "Сегодня – день радости!" – так закончила свою речь Тарья Халонен. Выступавшие следом российские чиновники тоже выражали свою радость и благодарили компанию Nokian Tyres за выбор региона для инвестиций. (В 2005 году вложения Nokian Tyres составят 50 млн евро, всего же к 2008 году сумма достигнет 140 млн). Президент Nokian Tyres, в свою очередь, благодарил российских чиновников за содействие, понимание и взаимодействие.
Перерезали ленту.
Завод открыт!
Идем на экскурсию по производству. Внутри завод отвечает тому, что обещает воображению при взгляде снаружи: большие светлые пространства, свежие яркие краски оборудования, работники в чистой фирменной униформе. Под одной крышей – весь цикл производства шины. Резиновые смеси, правда, пока возят из Финляндии. Но в будущем планируется перейти уже на полный цикл – с этого года начнут для резиновых смесей строить цех. Сырье, возможно, будет использоваться и российское, однако для этого потенциальные поставщики должны будут выиграть конкурс и подтвердить соответствие своего продукта требованиям Nokian Tyres.
Все остальное же делается здесь, во Всеволожске. И делается так. Сначала резиновые смеси поступают в цех по производству компонентов, где изготавливаются протектор, боковины, брекер и другие элементы шин. Это все отправляется на участок сборки, где соединяется друг с другом и получаются т. н. зеленые – невулканизированные – шины-полуфабрикат. Они затем подвергаются вулканизации в специальных прессах – шины готовые "к употреблению". Тут наступает черед контроля качества. Сначала покрышки проходят участок визуального контроля, где отслеживается их цельность, наличие пузырей, "приливов" и трещин и других дефектов. После этого проводятся испытания на стенде, где проверяются геометрия, наличие конусности, радиальных и боковых биений. Если никаких отклонений нет – шина отправляется на склад, откуда потом поедет в магазин к потребителю.
Еще один логотип европейского брэнда украсил ЛенобластьБольшинство всеволожских Nokian останутся на российском рынке

Пока на всеволожском заводе планируется выпускать две модели: зимние шины Nokian Hakkapeliitta 4 и летние Nokian i3. В этом году предприятие рассчитывает сделать 300-400 покрышек, но в 2006-м, когда будет запущена вторая линия производства, объем выпуска должен вырасти до 2 млн шт. К 2008-му рассчитывают делать уже около 4 млн шин в год и далее нарщивать выпуск до 8 млн, согласно проектной мощности завода. Две трети выпущенных во Всеволожске шин пойдут на российский рынок, одна треть – на рынки Финляндии, Европы и Америки.
При слове "Всеволожск" как бы сама собой напрашивается мысль об "интересном сотрудничестве" – ведь рядом-то работает известный автомобильный конвейер. Однако шины Nokian дороговаты для фордовского автозавода – на машины этого класса ставится резина попроще. При этом здесь нужны "конвейерные покрышки" – "всесезонка" с ненаправленным рисунком протектора, а в гамме всеволожских Nokian таких шин нет. Во всяком случае, когда об этом спрашивали на пресс-конференции, ответ со стороны Nokian Tyres был вполне определенный: "пока не планируется".
Пока и не планируется, похоже, делать доступными сведения о ценах. На пресс-конференции от этого вопроса сторона Nokian Tyres по-европейски культурно уклонялась. Будут ли (и на сколько) всеволожские шины дешевле финских – на момент написания материала точно известно не было. Прайсов нет. Скептики высказывают мнение, что просто финские шины в магазинах станут дороже всеволожских. Посмотрим. Все "сопутствующие вопросы", в любом случае, решит рынок и покажет время. Главное же событие состоялось.
Текст: Михаил Щелоков
Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №97 за Ноябрь 2005 / №97


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-