Колеса


  Журнал «Колёса» № 11 (97) 2005 

Триумф воли

We' re charging our battery
And now we' re full of energy
We are the robots
We' re functioning automatik
And we are dancing mechanik
We are the robots…
группа Kraftwerk – из прошлого о будущем

Символический "подиум" Grand Challenge-2005 (слева направо): Stanley, Highlander и Sandstorm

С тех пор, как в 1920 году чешский писатель Карел Чапек придумал называть механических человекообразных "роботами", это слово с трудом отмывается от странного зловещего ореола. Уже с момента своего литературного "дебюта" (он состоялся в пьесе Чапека "R. U. R.") механизмы были слишком самостоятельны, чтобы подчиняться человеку. Дальше – больше. От Уэллса и Азимова до "Терминатора" и "Матрицы" творения рук человеческих не без успеха восставали против создателей. Дальше других пошел Стивен Кинг – в его "грузовиках" простые вроде бы механизмы устанавливают диктатуру на отдельно взятой заправке безо всяких высоких технологий – на одной железной воле, заключенной в не менее железной конструкции. Что поделать – слаб человек, слаб. Еще до т ого, как создать первую мало-мальски работоспособную робототехнику, он уже приписывал ей какие-то демонические наклонности. Так недостатками homo sapiens роботы обзавелись раньше его достоинств – вечно они идут наперекор творцам, устраивая человечеству то Содом и Гоморру, то и вовсе Армагеддон, требуя от человечества адекватных мер.

К счастью, восстание роботов – пока лишь плод фантазии писателей, предостерегающих человечество от состязаний с Богом. Но человеческое упрямство непреодолимо, и год от года роботы становятся все совершеннее. Они собирают автомобили и электронные схемы, развлекают человека и скрашивают его досуг. А механический гуманоид ASIMO (его построили несколько лет назад в компании Honda) в последней модификации уже научился бегать, "видеть" людей и даже копировать поведение людей. За что и был, кстати, удостоен рукопожатия датской королевы Маргрете II.

Stanley легко можно перепутать с обычным VW TouaregStanley легко можно перепутать с обычным VW Touareg

Именно развитие чувственно-аналитической части андроидов и является самой заковыристой задачей, стоящей перед разработчиками искусственных людей. Проблема искусственного интеллекта, распознавания зрительных образов и логикой принятия решений – задачи для ученых более чем актуальные. И дело тут, по всей видимости, не в деньгах, не в славе и всяких там Нобелевских премиях. Человек бросает вызов. Богу, дьяволу, самому себе. Помните "Триумф воли" Лени Рифеншталь? То была ода человеческому телу. Семьдесят лет спустя человек жаждет большего. Нет смысла прославлять себя через самого себя. Нужно, непременно нужно создать нечто "по образу и подобию своему". Это и будет памятник. Настоящий. Такой, что Вавилонская башня спичкой покажется.

Наверняка о чем-то подобном думали и в Агентстве по Передовым Оборонным Исследовательским Проектам (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA), объявляя свой "Большой Вызов" – гонку Grand Challenge. Гонкой в общечеловеческом смысле это было назвать, мягко говоря, сложновато: всего и дел, что проехать пару сотен километров по пустыне за десять часов. Просто? Возможно, если у вас есть водительские права и некоторые навыки управления вседорожником. А главное – глаза, уши, нервные окончания и мозг – чтобы обрабатывать информацию, принимать решения и давать команды рукам-ногам. Но, если бы все было так просто, американская оборонка этим едва ли стала заниматься. Две сотни километров по пустыне Мохаве (штат Невада) должны были преодолеть беспилотные автомобили. То есть без признаков человеческих глаз, ушей, а главное – мозгов. Полная автономия. Первый приз – 1 миллион долларов США.

За каждым из участников "гонки роботов" неотступно следовал автомобиль сопровождения. С людьмиЗа каждым из участников "гонки роботов" неотступно следовал автомобиль сопровождения. С людьми

Ученые, инженеры и энтузиасты-самоучки приняли вызов. Однако первая гонка закончилась, не успев начаться – ни один из автороботов не смог отъехать от финиша дальше, чем на 12 км. Люди смеялись, пресса издевалась. Они не очень понимали, с кем имеют дело. В Пентагоне сидят серьезные, очень серьезные ребята. Не верите – посмотрите график военных операций армии США. А если вдруг остались сомнения в том, что подопечные Дяди Сэма готовы идти до конца, справьтесь в Хиросиме. Там еще есть те, кто помнит. И то, что DARPA базируется не в Арлингтоне, а в сердце Силиконовой долины, сути дела не меняет. Структура это военная и, в общем, никогда не скрывал, что "дистанция и временной лимит [гонки] соответствуют параметрам военных операций".

Несмотря на явный провал Grand Challenge – 2004 в DARPA и не подумали упрощать задачу. Напротив, правила гонки-2005 стали еще жестче: дистанция была увеличена до 131.2 мили (211.1008 км), а сама гонка – перенесена в местность с более разнообразным рельефом – в Юго-Западную пустыню в той же Неваде. "Большой вызов" стал больше, но и приз увеличился – теперь команде, построившей робота-победителя, причиталось уже вдвое большая пачка президентских портретов.

Sandstorm мало похож на "нормальный" автомобильSandstorm мало похож на "нормальный" автомобильSandstorm мало похож на "нормальный" автомобиль

Недостатка в желающих не было. На национальный отбор – через сито отборов предварительных – пробились 43 команды и соответствующее число конструкций. Никакого единства технических решений не было и в помине. Казалось бы, что может быть лучше чем внедорожник, ну, или в, крайнем случае, ATV? Ан нет – налицо полнейший плюрализм: от странных чудищ, напоминающих бред спятившего луноходостроителя до единственного самоуправляемого мотоцикла – его построила команда из Брэкли еще для прошлогоднего "Челенджа". А размеры аппарата, выставленного на гонку командой TerraMax из Вайоминга (в качестве шасси они выбрали огромный трехосный Oshkosh) наталкивали на мысль об использовании советской электроники. Что было, конечно, неправдой – элементная база оказалась вполне себе из нашего века, да и сам грузовик отлично справился с дистанцией гонки, проиграв, похоже, только из-за своей природной неповоротливости. Впрочем, об этом позже. После серии заездов по трассе, проложенной внутри гоночного овала в Фонтане (Калифорния) были отсеяны 20 из 43 приехавших на отбор команд. Остальным двадцать три должны были принять настоящий "Большой вызов".

Утро 8 октября. 9:00 по местному времени. Члены команд выводят машины на старт, пользуясь "игрушечными" пультами дистанционного управления. Пока еще их можно использовать. Два часа назад организаторы огласили трассу, и теперь опорные точки уже введены в память GPS-приемников, коих на каждой машине установлено несколько. Все. Линия старта. Блоки дистанционного управления отключаются. Теперь управлять автоботами могут только судьи, сопровождающие каждую из машин. Хотя полноценным управлением это назвать сложно – из пикапа сопровождения электронной системе управления могут дать команду остановиться, продолжать движение или – в самом крайнем случае – заглушить мотор. Это если все пойдет совсем не так. Не так пойти может вполне – помимо несложных грунтовых дорожек с незамысловатыми развилками участников ждут мосты, туннели и горные участки с весьма пересеченной местностью.

Взмах рук судьи-стартера – его должен "понимать" каждый из роботов – и автомобиль отправляется по маршруту. Командам остается только болеть и волноваться, чем они и заняты. А немногие допущенные на трассу счастливчики могут своими глазами наблюдать будущее. Машины без признаков людей внутри, попискивая и помигивая обязательными для всех участников спецсигналами, объезжают препятствия, находят дорогу на развилках, иногда притормаживают, "задумываются", но все равно упрямо продолжают путь.

KAT-5 – еще один "автобот", прошедший дистанцию быстрее зачетных 10 часовGrand Challenge – 2005Grand Challenge – 2005

Фавориты определяются сразу. Увереннее остальных в пространстве перемещаются Chevy (Gray Team, Луизиана), два Humvee (Red Team Red и Team Too – обе из Питтсбурга), Oshkosh тоже неплох. Но лучше всех смотрится все же VW Touareg Stanford Racing Team (о нем мы рассказывали в июльском номере "Колёс"). Кстати, если б миллионы раздавали за зрительские симпатии, "фолькс" по имени Стэнли (в честь Стэнфордского Университета – штаб-квартиры команды) был бы безусловным фаворитом. И дело вовсе не в эстетических достоинствах продукции немецкого концерна. Просто он не пугает. 24 ГГц-радары – глаза робота – довольно миниатюрны и вряд ли привлекли бы повышенное внимание даже в городском потоке. А уж на фоне футуристических конструкций конкурентов и вовсе выглядят до обидного скучно. Так и тянет спросить – это, простите, что, и есть будущее?

Да, видимо, это оно и есть. Будущее – за обычными на вид автомобилями, способными отвезти вас в заданную точку, затратив на это заданное время. "Стэнли", например, прошел 211 пустынных километров за 6 часов 53 минуты и 58 секунд – средняя скорость, таким образом, составила 30 с небольшим км/ч. И это, кстати, совсем немало. Человек, возможно, и ехал бы быстрее на "прямиках" (местность позволяла), но ведь нужно еще и ориентироваться на местности, и по буеракам карабкаться. Хотя пока об этом думать еще рано.

Grand Challenge – 2005Grand Challenge – 2005Grand Challenge – 2005

А вот министерство обороны США уже думает о том, чтобы, используя технологии победителей, роботизировать треть своего автопарка уже к 2015 году. К тому времени роботосоздатели точно вызовут какого-нибудь Колина МакРея (или еще какого известного гонщика) на дуэль. И добьются победы. Это будет настоящий триумф.

Триумф воли.

Grand Challenge – 2005
Пустыня Мохаве (Юго-Запад), Невада, США
8 октября131.2 сухопутных мили (211.1008 км)
1.Stanley (Stanford Racing Team)6:53:58
2.Sandstorm (Red Team)7:04:50
3.Highlander (Red Team Too)7:14:00
4.KAT-5 (Gray Team)7:30:16
5.TerraMax (Team TerraMax)н/д (более зачетных 10 часов)
Текст: Николай Свистун
Фото: DARPA
Статья опубликована в журнале "Колеса" №97 за Ноябрь 2005 / №97


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-