Колеса


  Журнал «Колёса» № 02 (100) 2006 

Европейский протокол на русский лад

В конце зимы стартует эксперимент по внедрению так называемого европейского протокола урегулирования убытков по ОСАГО, объединивший семь крупнейших страховых компаний. Менее крупные страховщики опасаются, что он может стать способом их вытеснения с рынка автострахования. В то же время обострилась конкуренция внутри пула. Компания "Росно", одна из его участниц, не стала ждать конца зимы, а в одностороннем порядке ввела условия европейского протокола. За счет чего минимум в два раза увеличила новогодние сборы по ОСАГО.
Европейский протокол на русский лад

Упрощение оформления ДТП и урегулирование убытков в автостраховании обсуждалось еще летом прошлого года на июльском заседании правительства. Тогда Минфину было поручено подготовить документы, облегчающие жизнь миллионам автомобилистов. Чиновники решили, что с 2008 г. в России можно ввести так называемый европейский протокол и прямое урегулирование убытков по ОСАГО.

Но уже в конце прошлого года семь крупнейших страховых компаний – "Росно", "РЕСО-Гарантия", "Ингосстрах", "Альфастрахование", "Согласие", "Росгосстрах" и "Русский мир" – договорились о взаимном урегулировании убытков клиентов.

По словам специалиста по маркетингу петербургского филиала "РЕСО-Гарантия" Анны Соловьевой, эксперимент стартует уже в первом квартале этого года. Правда, пока только в столичных регионах – Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для запуска подобного проекта в масштабах страны понадобится изменение пяти законодательных актов: закона об ОСАГО, кодекса об административных правонарушениях, Правил дорожного движения, Налогового кодекса и Закона "О милиции". Соответствующие поправки уже находятся на проработке в Министерстве финансов. Пока еще не установлены формы определения ответственности участников соглашения и подходы к разрешению споров между ними. Обсуждается также величина предельной выплаты в рамках прямого урегулирования.

По мнению Соловьевой, основные сложности возникнут на этапе выработки единых стандартов технической экспертизы и единой информационной системы зачета обязательств и расчетов страховщиков. Эти стандарты вот уже два года безрезультатно пытаются согласовать Минтранс, МВД и Минюст.

По европейскому протоколу оформление ДТП с нанесением ущерба только имуществу оформляется без ГИБДД. При этом оба участника аварии должны быть застрахованы в одной из компаний – участниц пула. При урегулировании убытков пострадавший в ДТП обращается за возмещением к своему страховщику, а не в компанию причинителя вреда. А страховщики затем разбираются между собой.

Что принесут новые правила клиенту? Для него значительно упростится схема оформления документов: он будет обращаться за деньгами не в страховую компанию виновного, а в свою "родную" страховую компанию. А та уже проведет экспертизу, выплатит страховую сумму и затем выставит счет компании виновного. При подобном подходе недобросовестные страховщики, использующие надуманные предлоги для уклонения от выплат, будут находиться "под прессом" других страховых компаний – конкурентов.

Эксперимент стартует в конце зимы. А тем временем один из участников пула решил не дожидаться этого момента. 15 декабря 2005 г. "Росно" запустила программу "Реформа автогражданки", которая сопровождалась интенсивной рекламной кампанией. По словам начальника отдела методологии и андеррайтинга центра страхования автотраспорта петербургского отделения "Росно" Натальи Белякиной, для тех, кто приобрел полис ОСАГО до 28 февраля, бесплатно предоставлялись услуги персонального менеджера (аварийного комиссара). По доверенности клиента персональный менеджер получал документы в ГИБДД, проводил консультирование при проведении независимой экспертизы, получал справки об участии в ДТП, отвозил документы в страховую компанию – виновницу ДТП, следил за своевременным возмещением выплат.

Иными словами, "Росно" в одностороннем порядке ввела у себя европейский протокол.

ШиловАлександров

По словам анонимного источника в "Росно", программа была запущена очень вовремя – до 70% контрактов по ОСАГО заключается именно в декабре и январе. За счет этого объем сборов увеличился минимум в два раза. "Если учесть, что с каждого миллиона долларов поступлений компания получает $200 000 дохода, то ясно, что речь идет о многомиллионных доходах", – говорит сотрудник "Росно". Правда, он так же напоминает, что компания взяла на себя серъезные обязательства, а следовательно и затраты.

Участники пула сдержанно реагируют на инициативу союзника по европейскому протоколу. "Каждая компания имеет право на те действия, которые не противоречат законодательству. Но сообща можно добиться большего успеха", – прокомментировали в "Ресо-Гарантия". Неофициально же страховщики высказывают недовольство действием конкурента. "Росно" захватит значительный кусок рынка", – признается один из них.

Что принесет новый пул рынку? Семь крупных компаний занимают чуть более 70% рынка автострахования.

Это беспокоит фирмы, которые не были взяты в пул. "Если пул будет открыт для всех участников рынка (сейчас ОСАГО занимаются 150 компаний), то мы на правильном пути. Если он сохранится в том составе, в котором есть сейчас, – небольшим фирмам будет очень трудно остаться на рынке ОСАГО", – считает директор по страхованию СК "Русь" Евгений Дубенский.

Европейский протокол на русский лад

Но в "РЕСО-Гарантия" уверяют, что "хорошим" компаниям нечего бояться. "Пока вступить в этот пул больше никому предложено не было, так как не все страховщики отвечают критериям работы в общей системе и готовы к участию в пуле. Он окончательно сформируется после ухода с рынка ОСАГО ряда недобросовестных компаний. А компании, которые войдут в этот альянс, получат конкурентные преимущества. Клиентам с нами будет удобнее", – говорит Анна Соловьева. И добавляет, что вместе будет проще справиться с убыточностью ОСАГО.

По всей России новые правила заработают через два-три года, тогда же они станут обязательными для всех страховых компаний. Многие ли из них доживут до этого времени – вопрос.

Текст: Александр Филатов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №100 за Февраль 2006 / №100


Журнал «Колеса» © 2006 Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-