Колеса


  Журнал «Колёса» № 02 (100) 2006 

Автомусор: выбросим цивилизованно

Проблема брошенных автомобилей стала обостряться в нашей стране еще в 90-е годы: по разным оценкам ежегодно в городе выходит из эксплуатации от 30 до 50 тыс. машин. Отсюда многие дворы и улицы Петербурга, как, впрочем, и других мегаполисов России, буквально стали кладбищем для автохлама. Брошенные автомобили портят облик города и окрестностей, мешают действующему автотранспорту.
Автомусор: выбросим цивилизованноАвтомусор: выбросим цивилизованно


В индустриально развитых государствах проблему утилизации автомобилей начали решать еще в 70-х годах. Известно, что в более чем 50-ти странах мира приняты законы об утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей. Индустрия рециклинга автомобилей является высокодоходной отраслью, обеспечивает занятостью в общей сложности более 1 млн человек.

В мире построено и действует более 600 шредерных предприятий, имеющих специальные установки (шредеры), предназначенные для переработки автомобильных кузовов в сырье для литейной промышленности методом механического дробления.

Проблему автохлама пытаются решать и у нас. Так, в прошлом году в Петербурге проходила акция "Очистим наш город от автолома", за два месяца которой с территории города было вывезено и утилизировано 1167 брошенных разукомплектованных автомобилей. Подобное стало возможным благодаря открытому компанией "Хетек" в 2001 году в пос. Горелово Ленинградской области уникальному для России заводу по переработке автомобильного и бытового лома по европейским требованиям экологии и экономичности. Проектная мощность завода составляет 104 тыс. тонн металлолома в год. В качестве сырья используется автомобильный и бытовой лом: стиральные машины, холодильники, газовые и электрические плиты, кровля, радиаторы, отходы производства и т.п. Для переработки металлолома используется установка немецкой фирмы Metso Lindemann. Старый автомобиль, предварительно освобожденный от ГСМ и аккумулятора, целиком забрасывается в мельницу шредера, вместе с сиденьями, шинами, и через 5-7 минут по транспортерам движутся три фракции: металлошихта – чистый стальной лом, являющийся ценным сырьем для электрометаллургических производств, по второму – мелкодисперсная фракция, в которую превратились шины, сиденья, пластик и т.п. (эта фракция за счет завода по договору отвозится на специальный полигон для захоронения), третья фракция – куски отходов, в которых в разном процентном соотношении содержатся цветные металлы. Недавно завод приобрел специальное оборудование для более глубокой утилизации останков автомобиля: теперь из третьей фракции извлекаются цветные металлы, которые также реализуются как вторичное сырье, остальное отправляется также на полигон для захоронения.

Но если технически современная экологическая утилизация брошенных автомобилей в Петербурге не составляет проблему, то с юридической стороны здесь масса сложностей. Кстати, введение транспортного налога не решило вопрос – автомобили просто бросают. По закону с даже полностью сгнившим и вросшим в землю ржавым остовом без согласия владельца сделать ничего нельзя (что в общем случае правильно – ведь это собственность). Такой автомобиль может быть вывезен на штрафстоянку и если в течение года на автомобиль не будут заявлены права, то по суду он может быть передан в пользу государства. Но для того чтобы схема работала, нужны специальные службы, которых на сегодня нет. Поэтому остается только призвать к сознательности самих автовладельцев. Все знают, что бросать мусор на улице – это плохо. Так не стоит засорять город и окрестности и автомусором!

Выбросить цивилизованно авто-хлам несложно. Для этого нужно, прежде всего, снять автомобиль с учета в ГИБДД в районном МРЭО с формулировкой "выбраковка". А затем обращаться в свою ЖЭС для получения разъяснений об условиях сдачи автомобиля в утилизацию. Для владельца это, в любом случае, будет бесплатно.
Информация предоставлена РА "Адреналин С" и РА "Проба"
Статья опубликована в журнале "Колеса" №100 за Февраль 2006 / №100


Журнал «Колеса» © 2006 Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-