Колеса


  Журнал «Колёса» № 02 (100) 2006 

В защиту кенгуру

Hавесная фронтальная защита, более известная в обиходе как "кенгурятник", сегодня повсеместно в большой моде и уже стала практически неотъемлемой частью экстерьера внедорожников. Считается, что кенгурятник – и как термин и как конструкция – происходит из Австралии, где фермеры, стараясь уберечь машину от частых столкновений с дикими кенгуру, навешивали на передок своих пикапов калитки от заборов, двери, различные решетки, доски и прочий подручный материал. "Уловив потребность населения", автомастерские стали предлагать установку специальной защиты из стальных труб. Так фактически и появились уже современные "кенгурятники" распространившиеся по всем континентам.

Но если австралийских фермеров не волновало здоровье сбитых кенгуру, то сейчас вопрос травматизма пешеходов при столкновении с "кенгурированной" машиной ставится все более остро. Одно дело, когда пешехода "принимает" широкий капот, и совсем другое – когда узкую стальную балку, столкновение с которой сродни удару бейсбольной битой. Исследования на стендах и статистика реальных ДТП однозначно говорят о кенгурянике как о травмоопасном аксессуаре.

Первой на это начала реагировать Западная Европа, где в ряде стран и городов уже начал действовать запрет на езду с кенгурятником. Постепенно подбирается к тому и остальной цивилизованный мир.

Как говорится, "закон есть закон", но и расставаться со столь полюбившимися и ставшими привычными кенгурятниками автовладельцам не хочется. Конструкторы пытаются решать проблему. Так, уже предлагались пластмассовые кенгурятники – легко деформируемые и безопасные при столкновении, но особого энтузиазма они не встретили. Инженеры стали думать дальше.

И вот еще одна – совсем новая – идея из области "безопасного кенгурятника". Интересную разработку предложили конструкторы компании Cobra Technology&Lifestyle. Их кенгурятник выполнен из специального композиционного материала, и главная особенность его – пружинящий изогнутый участок "трубы", который монолитно соединяет переднюю и нижние части. Этот изгиб является энергопоглощающим элементом, который плавно гасит силу удара при столкновении, отчего эффективно снижается травматизм пешеходов.

Тестирование нового энергопоглощающего  безопасного кенгурятника. Хорошо видно, как при соприкосновении с манекеном "пешеход" средняя часть кенгурятника изгибается, гася силу удара. Специально отмечена нижняя точка крепления на днище – она неподвижна. Кенгурятник фиксируется к кузову жестко – амортизирует сама труба, из которой он изготовлен.Тестирование нового энергопоглощающего  безопасного кенгурятника. Хорошо видно, как при соприкосновении с манекеном "пешеход" средняя часть кенгурятника изгибается, гася силу удара. Специально отмечена нижняя точка крепления на днище – она неподвижна. Кенгурятник фиксируется к кузову жестко – амортизирует сама труба, из которой он изготовлен.Тестирование нового энергопоглощающего  безопасного кенгурятника. Хорошо видно, как при соприкосновении с манекеном "пешеход" средняя часть кенгурятника изгибается, гася силу удара. Специально отмечена нижняя точка крепления на днище – она неподвижна. Кенгурятник фиксируется к кузову жестко – амортизирует сама труба, из которой он изготовлен.

Покадровые фото тестирования нового энергопоглощающего безопасного кенгурятника. Хорошо видно, как при соприкосновении с манекеном "пешеход" средняя часть кенгурятника изгибается, гася силу удара. Специально отмечена нижняя точка крепления на днище – она неподвижна. Кенгурятник фиксируется к кузову жестко – амортизирует сама труба, из которой он изготовлен.

На краш-тесте, проведенном в Германском Федеральном исследовательском институте дорожного движения (German Federal Highway Research Institute), новое устройство показало полное соответствие новым же требованиям по защите пешеходов, вступившим в силу с 1 октября 2005 года на всей территории Евросоюза и призванным улучшить ситуацию с травмами попадающих под автомобили пешеходов и особенно детей. В проведенных тестах специальный манекен "встречался" на скорости в 40 км/ч с новым энергопоглощающим кенгурятником, то есть имитировалась типичная ситуация столкновения автомобиля с пешеходом при городском ДТП. Результаты с большим запасом уложились в европейские нормативы по травмированию пешехода автомобилем: деформация на "излом кости" – в диапазоне 3.1 – 2.7 мм (при допустимом максимуме 6 мм), а смещение "кости" составило 5 градусов, что всего 25% от допустимых 21-го. Таким образом, новый кенгурятник доказал, что при столкновении с пешеходом он не причиняет никакого лишнего вреда.

Когда эта разработка будет освоена в серийном производстве и какова будет цена аксессуара, пока не сообщается. Но сам факт ее появления уже говорит о многом: конструкторы и производители всерьез занимаются вопросом. Так что кенгурятникам быть – эстетичными и безопасными.

P.S. Кстати, в Австралии кенгуру находятся под защитой закона.

Текст: Михаил Щелоков
Фото: фирмы-производители
Статья опубликована в журнале "Колеса" №100 за Февраль 2006 / №100


Журнал «Колеса» © 2006 Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-