Колеса


  Журнал «Колёса» № 06 (104) 2006 

Nordkapp в конце туннеля

В далеком 1977 г. наш читатель Михаил проходил на торговом судне мимо Норд- капа из Мурманска в Англию. Тогда-то он и решил обязательно посетить это место еще раз, но уже сухопутным способом. Совсем недавно мечту удалось осуществить: он с супругой доехал до Нордкаппа из Питера на автомобиле.
Nordkapp в конце туннеля

- Ехать в самую северную точку Европы через Финляндию можно 3 путями. Первый, самый популярный, - по западной части Страны Суоми, вдоль Ботнического залива. Второй - самый короткий: через Центральную Финляндию. А третий - самый тихий: вдоль границы с Карелией. Здесь проходит так называемая Музейная дорога: первая магистраль с твердым покрытием, протянувшаяся с юга на север страны. Первая-то она первая, но покрытие - идеальное. Ее мы и выбрали. Выехав после границы на основную трассу, мы повернули направо - на Иматру.

Через 7 км после поворота находится форелевая ферма, где можно порыбачить, а улов вам приготовят сразу же, в каменных печах. Здесь же расположен Парк домашних животных. В самой Иматре заслуживают внимания шлюзы Иматорской ГЭС, но график их открытия (и, соответственно, закрытия) лучше уточнить заранее.

Nordkapp в конце туннеляNordkapp в конце туннеляNordkapp в конце туннеля

Двинулись дальше по Музейной дороге. Места живописные, машин нет, людей - тоже. Жаль, скорость ограничена 90 км/ч. Несмотря на безлюдность, через каждые 10 км встречаются стоянки, где можно передохнуть и устроить пикничок. Мы переночевали в гостинице в живописном местечке Коли (в 350 км от Иматры), и в 2 часа пополудни следующего дня пересекли Полярный круг. На дороге стали попадаться олени.

Секреты зимней резины

Следующую остановку и ночевку сделали через 470 км - в Рукан-Салонки. Мотель сначала приняли за Этнографический музей: дома сложены из огромных, 60-70 см в диаметре, бревен. Древесину финны покупают в соседней Карелии (хитрые: свои деревья не рубят!).

Проехали туристическую деревню Саариселки. Отсюда пешие маршруты ведут на Лапландский ледник (он расположен в 3 км), где даже в июле лежат снег и лед. Затем миновали Ивало, где находится Международный центр по тестированию зимней резины. Дело в том, что на местном озере - какой-то особенный лед, какого нет больше нигде в мире. Но подъехать к нему нельзя: это стратегический объект.

Автомобиль
Немного об авто: ехали мы на турбодизельном Ssang Yong Musso, 2001 года выпуска. Это качественный южнокорейский внедорожник, сделанный по лицензии Mercedes
Немного об авто: ехали мы на турбодизельном Ssang Yong Musso, 2001 года выпуска. Это качественный южнокорейский внедорожник, сделанный по лицензии Mercedes. Машина ни разу не подвела.

Ну, а последний большой город перед границей с Норвегией - это Инари. Необходимые покупки лучше сделать здесь: в Норвегии все примерно на 20% дороже. А вот заправить машину можно и перед самой границей. Вообще же, лучше всего брать с собой в поездку кредитную карточку, чтобы не терять деньги на обмене (норвежская валюта - кроны).

Материк или остров?

Дороги в Норвегии значительно хуже, чем в Финляндии. Говорят, правда, что только на севере страны. Людей и населенных пунктов здесь еще меньше: путь в основном пролегал среди скал и фьордов. Дорога живописная, но довольно опасная - сплошной серпантин. Разъезд со встречным транспортом требует предельных внимания и аккуратности. От норвежской границы до Нордкапа - около 300 км.

Nordkapp в конце туннеляNordkapp в конце туннеляNordkapp в конце туннеля

Часть суши, на которой находится самая северная точка Европы, окружена водой. По идее, она должна называться островом, но норвежцы упорно стоят на том, что это материк. Раньше туда ходил паром, но несколько лет назад был прокопан туннель. Представьте, что вы въезжаете на машине в метро и начинаете спускаться по темному эскалатору. И так - на протяжении 3,5 км, со скоростью 80 км/ч, в плотном потоке машин, не видя света в конце туннеля, а потом - еще столько же вверх. Нижняя точка туннеля находится в 212 м ниже уровня моря. Въезд в туннель платный: $30 с машины. Заплатить придется и на обратном пути - почти как в анекдоте.
Нордкапп (Nordkapp) - самая северная точка Европы, расположенная на материке. Находится в Норвегии, на широте 71 градус, 10 минут, 21 секунда. Севернее расположены лишь многочисленные острова. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов. Особенно дорог Норд- кап морякам, ведь мимо него проходит Северный морской путь из России в Европу.

За туннелем находится Хоннингсвог: последний населенный пункт перед Нордкапом. Оставшиеся 35 км дорога идет вверх. Причем она узкая, без ограждений. То справа, то слева зияют 300-метровые пропасти. За въезд на сам Нордкап просят еще $30, но уже с человека. В эти деньги входит посещение всего культурно-развлекательного комплекса. А здесь есть и музей, и отель, и компьютерный кинотеатр (наподобие Трансфорс в ТЦ Норд в Питере), а кроме того - кафе, сувенирные лавки, и, конечно же, символ Нордкапа: глобус, к которому все туристы считают своим долгом прикоснуться.

С огромной скалы-площадки, высотой в 300 м над уровнем моря, открывается фантастический вид. Cамое главное - это солнце, которое, опускаясь, лишь слегка касается горизонта и тут же начинает восход. Кинг-Конг Питера Джексона остался бы тут навсегда. А мы решили продолжить свой путь и посмотреть знаменитые норвежские фьорды. Заехали в город Альта, окруженный горами высотой в 1 200 м. Здесь можно искупаться в талой воде. Заночевали в самом крупном городе на севере Норвегии Тромсё - на родине знаменитого норвежского путешественника Амудсена.

Музейные ценности

Из Тромсё можно заехать в город Нарвик, а оттуда - в Швецию. Суровая природа закончилась - начались залитые солнцем луга. Мы заночевали недалеко от города Оверкалис. Утром, не застав хозяев дома, оставили ключ от коттеджа прямо на крыльце. Оказывается, в Оверкалисе есть православная церковь. Почему она здесь построена, спросить было, опять же, просто не у кого. Затем мы прибыли в город Люлео на берегу Ботнического залива. В 120 км от него находится восьмое чудо света - Стораорсен: нечто среднее между водопадом и порогами. Перепад высот водного потока оставляет 400 м, ширина - 200 м, длина - около 1 км. Единственная в истории попытка преодолеть пороги на байдарке, к сожалению, закончилась трагически.

В норвежском городе Нарвике во время II Мировой войны находился стратегически важный порт. В городе есть интересный военно-исторический музей (билет $10), где, среди прочего, выставлен обломок брони немецкого линкора "Тирпиц".Nordkapp в конце туннеляВ Финляндии практически все коттеджи и мотели оборудованы примерно по одной схеме: сауна, сушильные шкафы для одежды, полный набор бытовой техники. Такой домик обходится в среднем 80 евро/сутки.

В окрестностях Люлео расположен и знаменитый церковный город-музей Гаммельштадт, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь сохранилась в неприкосновенности церквушка, построенная в 1469 г., а сам город - нежилой. Пустые аккуратные домики ждут тех, кто приезжает на церковную службу. Работают лишь кафе да сувенирные лавки. Здесь же расположен Музей деревянного зодчества. К достопримечательностям Гаммельштадта можно отнести и очень странное старинное устройство для проверки обоснованности измены жены мужу.

Покинув Люлео, мы одним броском преодолели 1400 км до Санкт-Петербурга. Сначала ехали вдоль Ботнического залива до Оулу (классный городок!), пoтом - через Центральную Финляндию до Брусничного.

И вот еще что: за всю поездку мы встретили только одну машину с российскими номерами!

Факты
На самом деле, самая северная точка материка - это мыс Книфшероден, расположенный в 180 м от Нордкапа. Но к нему нет автомобильного подъезда, а по тропинке среди скал нужно идти около 3 км.

На самом деле, самая северная точка материка - это мыс Книфшероден, расположенный в 180 м от Нордкапа. Но к нему нет автомобильного подъезда, а по тропинке среди скал нужно идти около 3 км.

Несмотря на обилие оборудованных стоянок, найти место для "дикой стоянки", с палаткой, довольно проблематично. Зато можно ночевать в машине. И помните: в Финляндии и Швеции полно комаров!

Несмотря на обилие оборудованных стоянок, найти место для "дикой стоянки", с палаткой, довольно проблематично. Зато можно ночевать в машине. И помните: в Финляндии и Швеции полно комаров!

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ИСТОРИЯ АВТОПУТЕШЕСТВИЯ, КОТОРОЙ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОДЕЛИТЬСЯ С "КОЛЕСАМИ", ПИШИТЕ РЕДАКТОРУ СОФЬЕ ВЕЧТОМОВОЙ:


© 2006, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-