Колеса


  Журнал «Колёса» № 04 (90) 2005 

Транспортеры Британии

  В 1937 году UNIPOWER выпустила лесной транспортер с колесной формулой 4х4, который впоследствии производился в больших количествах в течение всей Второй мировой войны. Он походил на французский аналог фирмы LATIL и имел 4-цилиндровый дизельный двигатель Gardner 4LW. Производство "лесовоза" с небольшими изменениями продолжалось вплоть до 1968 года. В 1972-ом фирма переключилась на сборку бескапотных грузовиков Invader (4x4) с 8-цилиндровым дизельным мотором Perkins или Cummins. Эти автомобили выпускались в самосвальных, коммунальных, пожарных версиях, а также в виде тягачей. В 1977 г. производство перенесли в корпуса купленной компании AC Cars из г. Тамес Диттон, графство Саррей. В мае 1988 г. знаменитая британская фирма SCAMELL прекратила свое существование, но дело, начатое ей в 1919 году, продолжили "универсальные энергетики", выкупив предприятие в Уотфорде и возобновив выпуск грузовых автомобилей под своей маркой.

Огнеборец серии "S"

  НАСЛЕДИЕ
В модельном ряду SCAMELL оставался успешный тяжеловоз Commander, производившийся с 1978 года по заказам британской армии. Тогда он шел на замену устаревших Thornycroft Antar и предназначался для перевозок тяжелых танков и бронетранспортеров. При колесной формуле 6х4 тягач имел металлическую кабину капотной компоновки с шумоизоляционными панелями.
В переднем ряду располагались места водителя и пассажира, плюс два дополнительных места для пассажиров во втором ряду. В машину устанавливался дизельный двигатель фирмы Rolls-Royce CV12TCE мощностью 625 л.с. и 6-скоростная коробка передач Allison CLBT 6061. Грузовик имел длину 9.01 м; ширину 3.25 м; высоту 3.5 м. Масса тягача составляла 19 920 кг, а полная масса автопоезда – 104 тыс. кг. Commander имел левое расположение руля, отопитель и кондиционер в кабине, а также лебедку Rotzler с усилием 20 т для затаскивания неподвижных грузов на платформу полуприцепа. Максимальная скорость с грузом – 61 км/ч.

Лесовоз UNIPOWER HannibalUNIPOWER S24 в Эмиратах

  Во время операции "Буря в пустыне" в 1990 году 70 тягачей Commander участвовали в перевозке военных грузов британской армии в Персидском заливе. Автомобили эксплуатировались по 17 часов в сутки в течение четырех месяцев. В среднем в день один автопоезд преодолевал по 270 км по пустынным дорогам. Всего тяжеловозами было успешно решено 8 000 транспортных задач и перевезено 40 типов различных военных грузов.
Второй моделью, доставшейся новым владельцам от SCAMELL, был грузовик S24 Contractor, производившийся с 1981 года. Этот тяжеловоз разрабатывался с расчетом на покупателей с Ближнего Востока. Проектировщики стремились создать автомобиль для эксплуатации в нефтеносных районах и условиях пустыни. Кабина довольно просторная, при желании можно было заказать вариант со спальником, да и кондиционер в условиях жары весьма востребован. S24 Contractor выпускался в модификациях 6х4 и 6х6 с двигателями Cummins из серий N, K и Perkins RF CV8 мощностью от 400 до 600 л.с. Вместе с силовыми агрегатами на этих машинах применяли автоматическую 15-скоростную трансмиссию Eaton Fuller RTX 14615. Полная масса шасси с оборудованием или грузом составила 45 т, автопоезда – 100 т. Но при правильном подборе мотора и коробки передач этот параметр может равняться 300 т. Габариты грузовика: длина – 8.48 м; ширина – 2.87 м; высота – 3.3 м. Шины размерностью 24.00 R20.5. Максимальная скорость с полной нагрузкой – 80 км/ч.
Последняя тема SCAMELL – аэродромные пожарные автомобили с колесной формулой 4х4 и 6х6. Они также выпускались под маркой UNIPOWER, серия "S". Конструктивной особенностью этих машин являлось то, что они могли быть погружены в транспортный самолет С-130 без дополнительной подготовки.

  ПОСЛЕДНИЕ ПРОЕКТЫ
Через три года после покупки SCAMELL UNIPOWER модернизировала модель S24, назвав ее серией "С". Эти автомобили выпускаются с колесной формулой 6х4 и 6х6. Среди нововведений – другая задняя тележка, выдерживающая нагрузку 45 т, вместо прежних 36 т, измененная кабина (ее габарит по ширине теперь не превышает 2.5 м) и низкопрофильная резина. Основным мотором для машин серии "С" является 14-литровый Cummins мощностью 465 л.с. Полная масса тяжеловоза в разных комбинациях составляет от 50 до 500 т.

Мостоукладчик на "М"-шассиЭкспериментальное шасси нового мостоукладчика

  История британской автоиндустрии – это запутанные рассказы о том, как из сотен независимых фирм начала прошлого века к настоящему периоду осталось с пяток, да и те уже попали в чьи-то могучие зарубежные руки. Так, в конце 80-х британское оборонное ведомство провело тендер на поставку мобильных мостовых систем. В борьбу за заказы вступила фирма NEI-Thompson, которая тут же приобрела небольшое предприятие Haulamatic Ltd, специализировавшееся с 1968 года на выпуске шарнирно-сочлененных самосвалов. Образованная компания Thomp-son Defence Projects Ltd. изготовила мостовую систему BR90 на новейшем шасси Haulamatic (8х6) и выиграла тендер на поставку этих инженерных машин Королевским вооруженным силам. Поскольку проект грузовика требовал доводочных работ, а сил, специалистов и денег не хватало, возникли трудности. Ими воспользовалась UNIPOWER, купив Thompson Defence Projects Ltd. В этот же период "энергичные" британцы прикупили еще одну небольшую компанию HEATHFIELD Engineering Ltd, выпускавшую карьерные самосвалы. Вот из таких приобретений возникло и начало развиваться целое семейство тяжелых транспортеров UNIPOWER серии "М".
Английская компания Universal Power Drives (UNIPOWER) основана в 1934 году с цехами в г. Пирэйвале (графство Мидлсекс) и головным офисом в Олдвиче (пригород Лондона). Спецификой нового предприятия стала трансформация грузовиков других фирм в полноприводные версии.

После доводки первые серийные образцы появились в 1992 году. Шасси "М" с колесной формулой 8х8 было рассчитано на перевозку тяжелых грузов массой до 24 т или монтаж специального военного оборудования: мостоукладчиков BR90, саморазгружающихся систем PLS, топливозаправщиков с емкостями на 15 тыс. л и 20 тыс. л, транспортеров морского десантирования и эвакуаторов БТТ.
На шасси устанавливается 6-цилиндровый турбодизель Cummins M-405E, объемом 10.8 л и мощностью 400 л.с. Кроме того, может быть использован 12.2-литровый мотор Perkins-410 Tx мощностью 403 л.с. Для обоих силовых агрегатов предусмотрена автоматическая коробка передач Ecomat-6HP 900 series (шесть передач вперед и одна назад). Раздаточная коробка – одноступенчатая ZF. Подвеска у всех колес на параболических рессорах. Тяжеловозы обуты в широкопрофильные шины Michelin размером XZL 24R21, колеса – односкатные с автоматической системой изменения внутреннего давления по ходу движения. Кабины – цельнометаллические, двух- и трехместные, оборудованы независимыми системами обогрева и кондиционирования воздуха. Они защищены панелями с антирадарным покрытием, выполненным по технологии Stealth, уровень шума внутри – 85 дБа. Максимальная скорость 39-тонного грузовика – 90 км/ч. При ширине 2.99 м, высоте 2.95 м транспортеры серии "М" построены на уникальном цельносварном шасси. Оно обладает исключительной жесткостью к изгибам и скручиванию, что особенно важно при движении по пересеченной местности.
Позже в производственной гамме UNIPOWER появилась серия "МН", включаю-щая две модели седельных тягачей с колесной формулой 6х6 и 8х8. Полная масса автопоездов – 110 и 117 т соответственно. Трехосный тяжеловоз MH-6660 снабжен 6-цилиндровым дизелем Cummins KTA-19-600 рабочим объемом 19 л и мощностью 600 л.с. В четырехосный МН-8875 встраивается 750-сильный Cummins QSK-19-750. На обоих тягачах устанавливается автоматическая 5-ступенчатая коробка передач ZF совместно с двухступенчатой раздаточной коробкой той же фирмы. Также в качестве специального оборудования установлены гидравлические лебедки с усилием 25 т. В кабинах предусмотрены места для водителя, его помощника и четырех членов экипажа перевозимого танка. Кроме мотора четырехосник отличается от собрата колесами (Michelin XZL 24R21) и максимальной скоростью (90 км/ч). У МН-6660 колеса Michelin XZL 395/85R20, а максимальная скорость – 85 км/ч. Автопоезд в составе одного из двух тягачей комплектовался шестиосным 70-тонным полуприцепом TST-70MD6/2 с тремя управляемыми осями и гидроподвеской всех колес, разработанной французской фирмой NICOLAS. Кстати, британскому налогоплательщику приобретение одного тяжеловоза UNIPOWER серии "М" для вооруженных сил своей страны обходится в полмиллиона фунтов стерлингов.

Тягач HM 8x8

  В 1994 году известный английский изготовитель бронированных боевых машин ALVIS plc. приобрел компанию UNIPOWER, после чего образовалось отделение ALVIS-UNIPOWER. Было выпущено около 100 тяжелых мостоукладчиков BR90. Заказы по другим военным модификациям были незначительными, и завод в Вест Мидланс остался фактически без загрузки. Компания начала проводить реструктуризацию, в ходе которой в 1995 году отделение строительных машин продали. В 2000 году ALVIS plc. решил полностью сконцентрироваться на выпуске бронетехники, поэтому филиал, изготавливающий аэродромные "пожарки", продали фирме Carmichael International Ltd.
Несмотря на то, что бывшие покупатели UNIPOWER обращались с новыми заказами, а организаторы тендеров со всего мира предлагали англичанам участвовать в конкурсах на поставку, владельцы остались непреклонны и отправили замечательную марку тяжеловозов ALVIS-UNIPOWER в историю.

Текст: Владимир Чехута
Фото: из архива автора
Статья опубликована в журнале "Колеса" №90 за Апрель 2005 / №90


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-