Колеса


  Журнал «Колёса» № 05 (91) 2005 

Мировые парни… и девушки

Наша страна еще только начинала празднование Дня защитника Отечества, а в немецком Ульме уже принимали последние заявки на участие в Setra Grand Prix 2005. В шестой раз Кубок Вызова прошел на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг с 1 по 3 апреля.
Кубoк Вызова Setra
Самый популярный в мире конкурс среди водителей автобусов Setra и на этот раз объединил участников девизом "Обучение. Практика. Незабываемость". Участники – это 120 лучших транспортников из 25 стран Европы и США. Их могло быть и больше, но организаторы сознательно ограничили число участников. Счастливчики отбирались жеребьевкой по одному человеку от транспортной компании. От России в этом году выступали двое – Николай Каштанов из "Нева Трэвэл" и Анатолий Глачаев из "Мострансавто" (в 2003-ем был только один водитель из "Мострансавто"). Их задача на время Гран При – не подражать спортсменам, выступающим в трак-рейсинге, а проявить мастерство управления туристическим автобусом. В отличие от других видов борьбы на трассе, скорость здесь – не самое главное. А вот экономичность, безопасность, контроль габаритов и умение маневрировать с точностью до сантиметра – как раз и есть соль Setra Grand Prix.
Кубoк Вызова SetraКубoк Вызова SetraКубoк Вызова Setra
Закономерен вопрос: почему такие соревнования проводит Setra и не проводят другие производители автобусов? Ответ кроется в огромной популярности этой марки у туроператоров и транспортных компаний, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. В настоящее время доля холдинга EvoBus, куда наряду с маркой Mercedes-Benz входит Setra, составляет в Европе 28.5% – больше, чем у кого бы то ни было. Только за прошлый год продано более 2 700 автобусов Setra, что на 44% больше, чем в 2003 году. Кстати, это самый успешный результат за всю историю компании. И когда налицо столь впечатляющие рыночные успехи, руководство может позволить себе проведение Grand Prix. К тому же это не мероприятие "для себя, любимых", а настоящий слет поклонников марки, построивших на ней прибыльный бизнес. Здесь люди обмениваются опытом и советуются, приобретают новые навыки и закрепляют старые, проводят – и такое бывает – "работу над ошибками и заблуждениями".
Кубoк Вызова SetraОфициальная эмблема Кубка Вызова SetraКубoк Вызова Setra
Первый Большой Приз немецкой марки проводился в 1992 году. И вряд ли сами организаторы могли предположить, насколько популярным станет это мероприятие. До конца прошлого века прошли еще три соревнования – в 1996-ом, 1998-ом и 2000-ом гг. А новый век Setra Grand Prix "распечатал" в 2003 году. Тогда померяться силами собрались 120 водителей (чуть не написал
Лучшая десятка по итогам Setra Grand Prix 2005
Место Баллы Водитель Страна
1. 822 Томас Исакссон Швеция
2. 805 Ролан Хеслер Германия
3. 802 Мэйки Вильтфанг Германия
4. 798 Мирослав Бобчук Польша
5. 797 Марио Лопез Португалия
6. 796 Маттиас Амбергер Германия
7. 791 Теодорос Карамитрос Греция
8. 790 Джон Клемент Люксембург
9. 789 Мартин Нолл Германия
10. 788 Клаус Пфайфер Австрия
"спортсменов") из 21 страны. И каких результатов они добились! В дисциплине "Экономичное вождение" десять лучших водителей показали среднюю скорость прохождения дистанции 54.98 км/ч при среднем расходе топлива 34.85 л/100 км. А водители, занявшие десять последних мест, проехали гоночное кольцо Нюрбургринга со средней скоростью 55.46 км/ч и показали средний расход топлива 48.70 л/100 км. Иными словами, за небольшую разницу в скорости (0.48 км/ч) они заплатили увеличенным расходом дизтоплива, да каким – в 13.95 л/100 км! Представляете, какова реальная разница между участниками соревнований и теми, кто на них не попал? В прошлый раз сильнейшие профессионалы колесили по Нюрбургрингу за рулем разных моделей автобусов Setra. Например, в дисциплине "Экономичное вождение" водители садились за руль 4-звездной модели S415 HD с двигателем мощностью 422 л.с. "Безопасное вождение" участники сдавали на S415 HDH (4 звезды, 476 л.с.). А в категории "Искусство маневрирования" использовались S315 GT-HD. В этом году на трассе Grand Prix были исключительно новейшие модели Top Class 400: на экономичном вождении – S415 GT-HD, на безопасном – S416 GT-HD и на маневренном – S415 HD. Нынешние задания были идентичны заданиям двухлетней давности, но на накале страстей это никак не отразилось: подавляющее большинство участников приехало на соревнования впервые. Что предстояло выполнить лучшим водителям Европы и США? По определению организаторов – "практические упражнения, направленные на совершенствование навыков, требуемых при управлении туристическим автобусом". Например, в секции "обучение безопасности" сидящему за рулем требовалось удержать автобус на скользкой дороге, объезжая препятствия. В секции "экономичное вождение" нужно было проехать 5 139 м гоночного кольца на высокой средней скорости, показав минимальный расход топлива. На "зимнем пятачке" ведущая ось "обувалась" в цепи противоскольжения с засечкой времени. А в "тесте на мастерство" водителям предстояло раскрыть весь потенциал при диагональной парковке задним ходом, наезде на контрольную точку, маневрировании у стенки, скоростной "змейке" и въезде в узкие ворота. Все это должно было показать, насколько квалифицированно могут управлять автобусом в различных ситуациях водители Setra. Кстати, по словам представителя брэнда Setra Вернера Штайба, эти практические упражнения базируются на собранной информации обо всех аспектах работы водителя автобуса.
Кубoк Вызова SetraКубoк Вызова SetraКубoк Вызова Setra
Но – хватит подробностей, главный судья Кубка Вызова дает отмашку, соревнования начались. Если вы думаете, что диагональная парковка в обставленном конусами пятачке – пара пустяков, то советую попробовать повторить этот элемент хотя бы на своей машине. А теперь представьте, что в ваших руках не руль малолитражки, а автобуса, не оснащенного парктроником. Представили? Едем дальше. Сейчас нужно правым передним колесом наехать на выступ с контрольной кнопкой меньше ладони и остановиться прямо на ней. Проезд без остановки, "недолет" и "перелет" не считаются. А вот вам и "стеночка": углом бампера требуется уложить в повороте столбики так, чтобы конусы устояли на месте. Несбитые вешки, равно как и заваленные "на лопатки" ограничители наказываются штрафом по 5 секунд за каждую. Что, вспотели? И это еще не все. Теперь нужно с замахом вписаться в ворота, где между столбами и бортами автобуса с каждой стороны остается по спичечному коробку, не больше. А затем – войти в коридор и прописать в конусах "змейку". После этого вас ожидает "яма", которую имитируют старые покрышки. Опять "ворота", разгон и уход с прямой траектории под светофор. И только затем – финиш, на котором точность остановки меряется специальной линейкой в коридорчике шириной менее 30 см. Как видите, испытания не для слабонервных, а ведь это только одно из контрольных упражнений. Впрочем, атмосфера соревнований дружеская. Никто никого не утомляет советами или нотациями, а если нужно – подскажут. Кстати, перед началом Гран При инструкторы показали и рассказали, как лучше всего выполнять то или иное упражнение. Дальше все зависело от самих водителей. И хотя наши на этот раз не попали в первую десятку, полученный опыт им непременно пригодится. Ведь на следующий Setra Grand Prix русские тоже поедут – быть может, уже за призовыми кубками. А на этот раз все было предсказуемо: из десяти сильнейших четверо оказались из Германии. Кстати, третье место заняла женщина! И она среди участниц была не единственной фрау – вместе с ней в когорту лучших вошли еще пять ее соотечественниц. Вот вам и "слабый" пол... А тем, кто в силу волнения или других причин не реализовал свои амбиции, теперь придется запастись терпением как минимум на два года. До следующего Setra Grand Prix.
Текст: Александр Трохачёв
Фото: автора
Статья опубликована в журнале "Колеса" №91 за Май 2005 / №91


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-